Конфликт педагогический
Конфликт педагогический
(от нем. Konflikt < лат. conflictus — столкновение) — столкновение между субъектами учебно-воспитательного процесса. Этапами в развитии К.п выступают конфликтная .ситуация (уникальное сочетание обстоятельств, положения, обстановки, которые воспринимаются субъектами по-разно му), инцидент (неприятный случай, недоразумение), разрешение конфликта (его обнаружение, анализ состояния субъектов, анализ обстоятельств, снятие психического напряжения). К способам разрешения К.п. относятся использование юмора (шутка должна быть доступна уровню детей и не оскорбительна для них), компромисс (использование этой формы позволяет не только разрешить К.п., но и повысить самооценку детей, так как педагог апеллирует к их Достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации), «третейский суд» (в состав третейского суда могут войти ученики, педагоги, родители, представители общественности, хорошо знакомые детям и пользующиеся их доверием), обоюдный анализ (при реализации этой формы педагог должен создать доброжелательную атмосферу, иначе анализ превратится в разборку поведения ученика) и др. Создание К.п. в педагогическом процессе — это не искусственное привнесение противоречия в отношения между субъектами, это стимулирование процесса развития зарождающегося противоречия до его критического состояния, разрешение которого совершается в момент педагогического воздействия или торможение, урегулирование, если конфликт может принести нежелательные последствия.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.