КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Найдено 1 определение
КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
система взглядов на педагогические технологии с философской, социологической, экономической, психологической, педагогической точек зрения, определяющая их дефиницию, структуру, классификацию и обоснование выбора.
Философское осмысление педагогической технологии как категории дидактики предполагает рассмотрение ее в аспектах единства исторического и логического, движения от абстрактного к конкретному, от явления к сущности.
Исходным моментом педагогических технологий является предварительное проектирование отдельных элементов, этапов урока, с целью их упорядочения и прогнозирования.
Предвидение части урока приводило к необходимости «проиграть» ситуации обучения всего урока, учитывая специфические особенности профессии, группы, индивидуальность личностей учащихся, содержание учебного материала, цели обучения, воспитания и развития, а также квалификацию самого преподавателя (мастера).
Таким образом, потребности практики логически привели к технологизации педагогического труда, т.е. обоснованному выбору системы методов, приемов, средств, организационных форм – созданию педагогических технологий, ориентированных на достижение целей при управлении процессом обучения с учетом индивидуальных особенностей личностей обучающихся.
Единство исторического и логического выражается в том, что естественное зарождение педагогических технологий содержало в себе логическое в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую к определенному результату. Хотя сначала еще отсутствует логическое, присущее обоснованным педагогическим технологиям, последовательность проходящих фаз их формирования в общем и целом совпадает с той логической связью, в которой находятся составляющие, присущие будущим технологиям. По сути, процесс как бы несет в себе результат: логическое заключает в себе историческое.
Различие исторического и логического способов исследования – не просто и не только различие субъективных целей исследования: оно имеет свою основу.
Задачей логического исследования является раскрытие той роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого (методы обучения, организационные формы, дидактические средства в составе технологий).
Познание сущности педагогических технологий возможно лишь на основе абстрактного и конкретного мышления и создания теории их исследования. Оно представляет собой качественный скачок от конкретного эмпирического к теоретическому уровню познания, от анализа отдельных явлений к обоснованной сущности. Это сопровождается переходом от описания к объяснению явления, к раскрытию его причин и оснований.
Один из критериев познания сущности – точная формулировка законов развития и подтверждаемость прогнозов. Кроме того, сущность считается познанной, если дополнительно известны причины возникновения и источники развития объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель.
Поэтому реализация педагогических технологий в процессе профессионального обучения требует создания их модели на основе системного подхода, выявления и учета закономерностей усвоения знаний и умений в данных условиях, с конкретными обучающимися.
В социологии «технологии» – «способ организации факторов человеческой деятельности по достижению поставленных целей». Социальная технология является объектом социального проектирования, который ориентирован на «непосредственный процесс производства жизни человека и его духовных представлений».Процесс профессионального обучения, для которого необходимо разрабатывать педагогические технологии, имеет двойственную природу. С одной стороны, в нем можно выделить чисто технологическую, в узком смысле, плоскость профессиональных и учебных знаний и умений, поддающуюся рациональному осмыслению и алгоритмизации. С другой стороны, педагогический процесс – это процесс социально организованного взаимодействия людей с их ценностными ориентациями, индивидуальными особенностями поведения, общения и деятельности, с их творческим потенциалом. Поэтому педагогический процесс, с точки зрения взаимодействия субъектов, является объектом управления активностью этих субъектов.
Для педагогических технологий важно учитывать эту двойственность. Ее нельзя устранить или преодолеть, но важно найти оптимальное сочетание использования двух сторон – в этом функция педагогической технологии. Приемлемые для конкретных условий педагогические технологии должны быть вектором путей достижения целей и самим процессом деятельности по достижению этих целей, включая в себя сочетание методов, организационных форм, выбор конкретных заданий и решение других проблем дидактического процесса.
С позиций экономики, педагогические технологии направлены на применение путей эффективной предметно-преобразующей деятельности, на получение результатов обучения с минимальными затратами.
Психологический аспект педагогических технологий связан с выявлением индивидуальных личностных особенностей участников педагогического процесса и учетом их в организации деятельности; для профессионального обучения важно выявлять условия профессионального развития и самоопределения, механизмов усвоения знаний, восприятия информации, деятельности.
Анализ проблем педагогических технологий показал, что они встречаются в контекстах с целеполаганием, прогнозированием, моделированием, конструированием, проектированием.
Представляется, что технология и проектирование – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия.
Если педагогическая технология направлена на реализацию «разрешающих возможностей» личности в обучении, то проектирование сводится к поиску этих «разрешающих возможностей»; если технология стремится воссоединить единство целей и средств обучения, то процесс выбора и формулировки целей – задача проектирования.
Что касается целеполагания, то в основе его сущности лежит феномен опережающего отражения, которое выступает в различных формах, связанных с опережающим отражением объективного хода событий, взятых как бы безотносительно к объекту, и в то же время
– интрасубъективно включенных в деятельность субъекта.
Целеполагание связано с внутренней стороной деятельности. Технология – с внешней, нормативной стороной деятельности (технология как процесс создания проекта урока, как результат достижения целей обучения). Естественно, что эти процессы взаимосвязаны и подвержены взаимопереходам.
Так, сформулированная в процессе целеполагания цель для своей реализации должна быть развернута в систему частных задач, что требует ее экспликации и специальных семиотических процедур. И, наоборот, процесс технологизации требует создания условий для целеполагания.
Технология неразрывно связана с прогнозированием, поскольку имеет общее в целях, ориентирована на достижение результатов, однако она требует большей строгости и ответственности при проектировании, поскольку создается для непосредственного применения в деятельности, в настоящем; использует эвристические приемы, в то время как прогнозирование («суждение о перспективах») допускает экстраполяцию.
Взаимовлияние технологий и прогнозирования дает основание считать, что при проектировании педагогических технологий возможны новые источники прогнозирования.Педагогические технологии связаны с моделированием, которое, являясь средством представления и преобразования объекта, не существующего еще в реальности, позволяет:
проиграть, сравнить и оценить педагогические технологии; имитировать реальные процессы будущей педагогической деятельности;
принять результат одного из альтернативных вариантов решения педагогических проблем.
Модель как вариант будущей педагогической технологии позволяет, при необходимости, выделить отдельные сущностные аспекты предстоящей деятельности и подвергнуть их более скрупулезному логическому анализу.
Моделирование дает возможность оперировать с непознанными еще объектами и определять их устойчивые свойства.
К.п.т., направленная на выявление их дефиниции, структуры, классификации и обоснование выбора, должна базироваться на анализе теорий различных наук и связанных с педагогическими технологиями понятиях.
Лит.: Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. – СПб., 1998; Философский энциклопедический словарь. – М., 1989; Гинецинский В.И. От педагогики к антропогогике: смена парадигмы // Вестник сев.- зап. отд. Российской академии образования. – СПб., 1996; Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984; Нечаев В.Я. Социология образования. – М., 1992.
М.П. Сибирская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.