КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ
тип учебно-производственных работ, выполняемых обучающимися в процессе производственного обучения. Комплексные работы характерны в основном для процесса производственного обучения, организуемого по операционно-комплексной системе. Выполнение комплексных работ требует использования ранее изученных трудовых приемов и операций и имеет целью их закрепление и совершенствование. Комплексные работы выполняются также после полного изучения всех трудовых операции, характерных для профессии. При определении содержания комплексных работ руководствуются общими требованиями к подбору учебно-производственных работ.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

КОМПЛЕКСНЫЕ РАБОТЫ
тип учебно-производственных работ, выполняемых учащимися в процессе производственного обучения. Результатом выполнения К.р. является законченный продукт – деталь, изделие, сборка схемы, налаженный станок и т.п.
Название учебно-производственных работ – К.р. – характерно, в основном, для процесса производственного обучения (определенных тем программы производственного обучения), организуемого по операционно-комплексной системе (см. Системы производственного обучения).
К.р. условно можно разделить на два основных вида – простые (межоперационные) и сложные. Межоперационные К.р. являются составной частью каждого учебного комплекса. Они включают только ранее изученные трудовые приемы и операции и выполняются с целью их закрепления и совершенствования. Сложные К.р. выполняются после полного изучения всех трудовых операций, характерных для профессии, до окончания производственного обучения.
При определении содержания К.р. руководствуются общими требованиями к подбору учебно-производственных работ, а также специфическими требованиями, характерными только для этого типа учебно-производственных работ:
включение всех или большинства ранее изученных операций в различных их сочетаниях;
учет возможностей для межпрофессиональной кооперации при выпуске в учебном заведении сложной продукции, а также кооперирования между учебным заведением и базовым (или другим) предприятием;
учет максимального использования технических возможностей и загрузки учебно- материального оснащения учебно-производственных мастерских учебного заведения (особенно загрузки сложного дорогостоящего оборудования).
Содержание К.р. и учебно-технические требования к ним должны предусматривать методически обоснованное повышение сложности процессов труда при выполнении учебных заданий:
по нарастающей трудности выполнения, количеству и сложности рабочих функций при осуществлении трудового процесса;по применяемым средствам труда (оборудованию, инструментам, приспособлениям, контрольно-измерительным средствам, регулирующим приборам и т.п.);
по сложности выполнения требующихся расчетов при подготовке к работе и во время ее;
по функциям подготовки рабочего места или работы (подбор инструментов, наладка оборудования, установка приспособлений, предварительная подготовка материалов и т.п.);
по возрастающим техническим и технологическим требованиям к объектам и видам работ, конечным результатам выполнения заданий (точность, качество обработки и отделки, требования к соединениям, геометрическая форма, химический состав продукта, твердость или прочность и другие показатели).
К.р. должны быть разнообразными, чтобы учащиеся имели возможность освоить работы с различными материалами, составами, с различными способами выполнения в различных производственных условиях и сочетаниях.
Основными источниками подбора К.р. являются заказы базовых предприятий учебного заведения, других предприятий и организаций, а также частных лиц, с которыми учебные заведения находятся в договорных отношениях. Важным источником подбора К.р. являются так называемые внутренние заказы: ремонт оборудования, изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий, технических средств обучения для оснащения учебных мастерских, учебных кабинетов, лабораторий учебного заведения.
Лит.: Ктиторов А.Ф. Подбор учебно-производственных работ и составление их перечней.
– М., 1980; Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. – М., 1987.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.