планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения, необходимых для полного и качественного профессионального обучения учащихся в рамках времени и содержания, определенных учебными планами и программой предмета.
Создание системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения основывается на определенных критериях КМО.
Во-первых, комплекс учебно-методической документации и средств обучения охватывает все основное содержание программного материала. Комплексность при этом предполагает, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом учебной и учебно-методической документации и средств обучения.
Во-вторых, комплексное обеспечение учебного процесса средствами обучения предполагает учет их преимущественных функций и возможностей в наиболее типичных учебных ситуациях применения.
В-третьих, комплексный подход к обеспечению учебного процесса требует, чтобы учебно-методическая документация и средства обучения в комплексе способствовали
реализации обучающей деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и учебной деятельности учащихся.
В-четвертых, комплексность в дидактическом обеспечении учебного процесса предполагает реализацию через учебно-методическую документацию и средства обучения всех основных этапов, звеньев педагогического процесса. Применительно к теоретическому обучению это этапы сообщения (подачи) учебной информации и ее восприятия, закрепления и совершенствования знаний и умений, применения знаний и умений, контроля и оценки знаний и умений учащихся. Применительно к производственному обучению – формирование ориентировочной основы деятельности, формирование (отработка) новых способов действия, применение основных способов действия, контроль и оценка формирующих и сформированных навыков и умений.
В-пятых – обеспечение реализации с помощью учебно-методической документации и средств всех основных функций педагогического процесса: образовательной, воспитывающей и развивающей.
При осуществлении КМО учебного процесса учитывается также экономической фактор, имеется в виду, с одной стороны, экономически обоснованный подход к планированию КМО с учетом массовости и перспективности профессий, содержания обучения, организации системы создания и обеспечения учебных заведений учебно-методической документацией и средствами обучения, с другой – выбор и создание такой документации и средств обучения, которые позволили бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их приобретение, разработку, изготовление, аренду и т.п. Кроме того, при выборе средств обучения учитываются предъявляемые к ним эргономические, гигиенические требования, а также требования безопасности их использования в учебном процессе.
Учет этих критериев в комплексе определяет комплексность в методическом оснащении учебного процесса документацией и средствами обучения, комплексное их использование, обеспечивающее эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Система (комплекс) учебно-методической документации и дидактических средств обучения – КМО – применительно к предмету (теоретическое обучение) или профессии (производственное обучение) включает:
документы Государственного стандарта профессионального обучения;
учебный план и программу предмета (производственного обучения); перечень учебно- производственных работ по профессии; комплект перспективно-тематических планов по предмету; план учебно-производственной деятельности учебной группы; перечень оснащения учебного кабинета (учебной мастерской) средствами обучения; графики перемещения учащихся и другая документация;программно-методическое обеспечение учебных ЭВМ (персональных компьютеров) для организации процесса обучения и контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала; дидактические средства и методики мультимедиа и других высоких педагогических технологий;
средства обучения для учащихся – учебник, учебное пособие, справочную литературу, сборник задач и заданий для упражнений и самостоятельной работы, задания-инструкции для выполнения лабораторно-практических работ, комплекты технической и инструкционно-технологической документации и др.;
технические средства обучения с соответствующими носителями информации; тренажеры и тренажерные устройства с соответствующей учебной документацией; устройства для программированного обучения и др.;
дидактические средства, применяемые в ходе уроков: натуральные и изобразительные наглядные пособия; демонстрационное оборудование; дидактические материалы и др.;
средства для преподавателя, мастера производственного обучения – частные методики, методические разработки, методические рекомендации, информационные материалы о передовом педагогическом и производственном опыте и др.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Кыверялг А.А., Таррасте А.А. Учебно-наглядные пособия и технические средства в учебном процессе. – М., 1987.
В.А. Скакун
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
КОМПЛЕКСНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.