КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НПО

Найдено 1 определение
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НПО
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – модель формирования развитого, регулируемого государством рынка рабочей силы (это относится и к педагогам, мастерам производственного обучения), включающая экономический, социальный, организационный, административно-законодательный и демографический механизмы воспроизводства рабочей силы необходимого качества и количества. Сегодня государственная политика в сфере образования должна быть направлена на адаптацию профессиональной школы к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного механизма. В ходе перестройки профессиональной школы наметились некоторые положительные тенденции. Это децентрализация управления профессиональных училищ; ликвидация плановых заданий по подготовке квалифицированных рабочих; устранение жесткости в реализации учебных программ; развитие хозрасчета и самостоятельности ПУ, позволяющих за счет собственных доходов частично компенсировать ограниченные возможности бюджетного финансирования; отказ ПУ от жесткой привязки к базовым предприятиям, ограничивавшей развитие межотраслевой подготовки и переподготовки кадров; оказание услуг малым предприятиям и населению; создание коммерческих структур, адаптированных к рыночным отношениям; развитие всех видов коммерческой деятельности в ПУ; кооперация различных форм обучения со свободным доступом всех желающих изучить ту или иную профессию и др. Среди принципиальных вопросов ускорения перестройки НПО, требующих первоочередного внимания в настоящий момент, выделяются следующие:
1. Органическое включение системы НПО в новые условия хозяйственной и общественной жизни, создаваемые в ходе экономической реформы в стране. Предстоит последовательно перевести все ПУ на договорные хозрасчетные отношения с предприятиями и организациями с частичной компенсацией ими затрат на подготовку кадров. Это позволит, наряду с ростом госбюджетных ассигнований и доходов от производственной деятельности коллективов училищ, существенно увеличить финансирование ПУ. Договорная система, подкрепленная повсеместно госзаказом на обучение рабочих для обеспечения общероссийских программ, вновь осваиваемых территорий и новейших производств, призвана повысить обоснованность планов и адресность подготовки кадров, оптимизировать использование дипломированных рабочих на производстве. В целях повышения заинтересованности отраслей и предприятий в финансировании обучения кадров необходимо обеспечить приоритет требований потребителя в определении содержания их профессиональной и особенно практической подготовки и переподготовки. Для этого следовало бы ввести и другие формы стимулирования участия предприятий в подготовке кадров, такие как льготная налоговая политика; создание специальных фондов на предприятиях за счет средств, подлежащих отчислению ими в виде платы за трудовые ресурсы; госзаказ на строительство новых объектов системы НПО при базовых предприятиях и т. п. В период становления нового экономического механизма в народном хозяйстве и регионального хозрасчета следовало бы, пока в полную меру не заработали экономические рычаги и отсутствует рынок рабочей силы, создать эффективную систему государственно-общественного контроля качества подготовки рабочих, ввести регулярную аттестацию и категорирование учебных заведений. Местные органы власти вместе с органами управления народным образованием призваны противостоять узковедомственным и местническим подходам со стороны предприятий и министерств к определению содержания и сроков обучения будущих рабочих.
2. Модернизация управления системой подготовки рабочих кадров. Единая государственная политика в области профтехобразования должна опираться на новые, адекватные экономической реформе, методы организации подготовки рабочих кадров, обеспечивать правовые гарантии и организационно-экономические возможности для эффективного функционирования учебных заведений, социальную защищенность их выпускников и работников профтехобразования. Необходимы расширение прав ПУ, предоставление им полной экономической самостоятельности, возможностей планирования контингента учащихся, сроков и содержания их обучения преимущественно на основе договоров с потребителем. По мере утверждения нового механизма хозяйствования организационно-контрольные функции органов управления образованием должны все в большей мере уступать место экономическим рычагам и стимулам повышения качества подготовки и переподготовки рабочих кадров. Отрешаясь от мелочной опеки ПУ, Министерство образования и науки Российской Федерации сосредоточивает внимание на разработке стратегии и прогнозов развития системы НПО, научно-методическом обеспечении повышения уровня обучения на основе единых требований (стандартов) к объему теоретических знаний и практической подготовке учащихся независимо от форм обучения; добивается оптимизации, в соответствии с договорами, структуры и масштабов подготовки кадров, сети и профиля училищ, доведения до необходимых нормативов их материально-технической базы. На республиканском, краевом и областном уровнях управления следует сосредоточить внимание на проблемах, имеющих региональное значение и отражающих национальные особенности в подготовке кадров. Было бы целесообразно создать стабильные региональные фонды для финансирования подготовки и переподготовки кадров путем концентрации средств, отчисляемых предприятиями и организациями. Краевые, областные органы профессионального образования должны активно помогать учебным заведениям и предприятиям осваивать новые методы обучения, решать вопросы формирования контингента, устранения дублирования и параллелизма в подготовке кадров на основе развития кооперации и углубления специализации, создания современной учебно-лабораторной базы.
3. Обеспечение многообразия форм подготовки кадров. На равной основе могут функционировать училища, осуществляющие обучение рабочих кадров в основном для данного региона, крупных объединений, предприятий, концернов, ассоциаций, кооперативов; отраслевые и межотраслевые ПУ, а также высшие профессиональные училища, предназначенные для подготовки рабочих высокой квалификации или по особо сложным профессиям. Полноправное развитие могли бы также получить учебные центры в составе концернов и других государственных и кооперативных объединений. В связи с социальной переориентацией экономики возникают новые задачи функционирования системы НПО в соответствующих сферах.
4. Переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров. Предстоит превратить ведущие ПУ в центры переподготовки и повышения квалификации рабочих, организовав в них на договорных началах мобильную, гибкую по содержанию и срокам массовую переподготовку кадров; широко привлекать к обучению рабочих наиболее подготовленных специалистов производства; использовать в этих целях учебно-материальную базу передовых предприятий и объединений; организовывать в необходимых случаях стажировку преподавателей и рабочих за рубежом и на совместных предприятиях.
5. Кардинальное улучшение качества обучения будущих рабочих, обеспечение опережающего роста их квалификации по отношению к технической сложности работ. Предстоит не только существенно пересмотреть программы обучения, но и радикально преобразовать всю жизнедеятельность учебных заведений системы НПО, демократизировать учебновоспитательный процесс. Выпускники ПУ должны получать гораздо более глубокие специальные знания и навыки, необходимые для эксплуатации современной техники, использования принципиально новых промышленных и сельскохозяйственных технологий, робототехнических систем, гибких автоматизированных комплексов, владеть эффективными методами контроля и управления производственными процессами, компьютерной техникой. Радикального совершенствования требует их экологическое воспитание и образование. В целях существенного повышения уровня профессиональной подготовки рабочих кадров необходимо преодолеть неоправданное дробление специальностей, в кратчайшие сроки обеспечить решительный переход от валового обучения к индивидуализации форм и методов учебного процесса. При необходимости по сложным профессиям следует увеличить сроки обучения, снизить наполняемость учебных групп в период производственного обучения до 10–12 чел. Важная задача – создание в ученических коллективах обстановки напряженной борьбы за знания. Целесообразно установить в связи с этим дифференцированные размеры стипендий, вводить другие формы морального и материального стимулирования, культивировать состязательность учащихся в овладении знаниями. Улучшению качества подготовки рабочих кадров в значительной мере способствовало бы привлечение на учебу в ПУ наиболее подготовленных выпускников школ. Предстоит от разрозненных мероприятий в области профориентации молодежи перейти к созданию общегосударственной системы выявления талантов, наклонностей и профессиональной предрасположенности молодежи. Необходимо осуществить комплекс мер по повышению престижа рабочей профессии, системы НПО в молодежной среде и в целом в обществе. ПУ станут привлекательными для молодых людей, если у их выпускников – дипломированных рабочих – будут обеспечены более высокие стартовые позиции. Большую роль здесь играют создание условий для максимальной востребованности обществом, производством высококвалифицированного труда, эффективная политика в плане его оплаты, профессионального продвижения рабочих по мере роста их знаний и мастерства.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005