образец, обладающий определенными свойствами и характеристиками. Конструирование К. м. с. чаще всего происходит на основе исследования эмпирически выявленных свойств и зависимостей. К. м. с. не является моделью выпускника, т. к. компетентность связана с опытом успешной деятельности. Следует редуцировать К. м. с. для ее использования в качестве требований к выпускнику, заранее снизив требования, связанные с опытом профессиональной деятельности, и при создании планов внеучебных мероприятий следует учитывать необходимость формирования ценностно-смысловых компонентов компетентности будущего специалиста. К. м. с. подразделяется на три уровня: 1) общий – ключевые и операциональные компетентности; 2) частный – компетентности должностной группы в определенном образовательном учреждении;
3.) конкретный – компетентности отдельного субъекта в рамках учреждения. К. м. с. с высшим образованием должна учитывать: требования к специалисту, вытекающие из требований общества; психологические представления о структуре трудовой деятельности; перспективный подход к оценке качества образования на основе компетенций специалиста (см. Компетенция) (Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. – 2004. – № 3. – С. 21–26; Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высш. образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31; Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Нар. образование. – № 2. – 2003. – С. 58–64; Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высш. образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 34–41). О. С. Овакимян
135.78 кб
Компетентностная модель специалиста
В статье представлен анализ компетентностной модели специалиста, спроектированной на основе профессиографического подхода к описанию специальностей.