КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА

Найдено 1 определение
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА
такие особенности слова, которые обусловливают его готовность участвовать в общении в качестве элемента высказывания — носителя определённого «кванта» знания и прагматического заряда.
К К.п.с. относятся основные лингвистические параметры слова, его связь с другими лексическими единицами, предметно-логическая соотнесённость, тематико-ситуативные и оценочно-прагматические связи, которые потенциально могут быть актуализированы в различных ситуациях общения.
Коммуникативная роль слов проявляется в текстовой деятельности, на основе которой происходит общение. При этом востребованными оказываются разные особенности слова: его значение, фонетический облик, грамматическая оформленность, словообразовательная структура, стилистическая и социальная окраска, сочетаемость с другими словами, соотнесённость с ситуацией и т.д. Все эти качества могут быть актуализированными в разных сферах общения и речевых ситуациях. «Предметно-логическое значение каждого слова окружено особой экспрессивной атмосферой, колеблющейся в зависимости от контекста» [Виноградов 1972: 21].
В языковой картине мира участников коммуникации лексикону отводится особая роль, обусловленная способностью слов по-разному отражать явления окружающего мира и сознания. Именно поэтому в интерпретации адресатом фрагмента концептуальной картины мира автора, воплощённой в тексте, велика роль лексических средств, а процесс понимания в целом становится возможным благодаря общности лексикона участников общения.
Существует определённая традиция употребления лексических единиц, следствием которой может быть выраженная в разной степени предметно-тематическая направленность слов, ассоциативная ориентация лексических элементов на определённую сферу общения и эмоционально-оценочный отклик у адресата. Всё это делает знаменательное слово в тексте универсальным элементом, способным выполнять сразу несколько информативных и прагматических функций: 1) сообщать о явлении, называя его и характеризуя определённым образом; 2) отражать элемент микротемы и микротему; 3) воплощать элемент ситуации или её фрагмент; 4) быть эмотемой (являясь сигналом определённых эмоций); 5) стимулировать микрообраз (в художественном тексте).
Слово «скрепляет, цементирует» не только все уровни языковой системы (М.И. Фомина), но и лингвистические и экстралингвистические уровни текста, внося свою «лепту» в создание его предметно-логической основы, отражение темы, формирование эмоциональной тональности и образного строя (если речь идёт о художественном тексте). Ключевая роль слов в общении очевидна (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, А.А. Леонтьев, ИИ. Зимняя, Е.С. Кубрякова и др.).
Относительно коммуникативных свойств слова есть разные точки зрения. Исследователи связывают их с явлениями системной организации лексики [Степанова 1990], с особенностями лексического значения слова как «единицы общения» [Солганик 1987: 9], разрабатывают коммуникативную модель значения [Стернин 1987: 15]. По мнению М.Д. Степановой, коммуникативность лексических единиц объясняется их грамматическими связями [Степанова 1987: 93]. Полагаем, что коммуникативная ориентация слов обусловлена ассоциативно. Ассоциативное поле слова фокусирует его коммуникативный потенциал: отражает прямо или косвенно его лингвистические особенности и предметно-логическую ориентацию, эксплицирует многообразие семантических, грамматических, тематико-ситуативных и оценочно-прагматических связей [Караулов 1987: 239; Болотнова 1992: 104-119; Бабенко 2001]. Ассоциативные связи слова определяют характер его использования в процессе коммуникации и сами определяются его особенностями, прежде всего семантикой и грамматическими свойствами.
При порождении текста автор ориентируется на известные носителям языка коммуникативные свойства лексических единиц. Их можно определить как закреплённую в сознании человека (благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления) потенциальную способность слов прямо или косвенно соотноситься с определёнными ситуациями общения, выступая носителем определённого кванта знания и прагматического заряда. В тексте в соответствии с коммуникативной установкой автора происходит целенаправленная реализация коммуникативных возможностей слова с учётом конкретной ситуации общения. Благодаря коммуникативным свойствам лексических единиц в сознании автора и адресата рождаются соответствующие (не идентичные из-за разного знания о мире) микросмыслы, значимые для последующего обобщения в процессе смыслового развёртывания текста и его понимания адресатом.
Существуют определённые типы реализации К.п.е.: соответствие языкового потенциала слова его текстовой реализации; «сужение» и «расширение» коммуникативного потенциала лексической единицы в тексте [Болотнова, 1992], а также «семантические метаморфозы» как особый тип преобразований, представляющий «крайнюю степень изменения семантики слова» [Бабенко, 2001: 17].
Лит.: Бабенко И.И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М.И. Цветаевой: АКД. Томск, 2001; Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992; Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М., 2009; Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1972; Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте: науч. труды кафедры современного русского языка и стилистики Томского гос. пед. ун-та. Томск, 2000; Коммуникативные аспекты значения: межвуз. сб. науч. работ. Волгоград, 1990; Коммуникативные аспекты слова в текстах разной жанрово-стилевой ориентации: межвуз. сб. науч. тр. Томск, 1995; Солганик Г.Я. Значение слова и представление // Семантика слова и синтаксической конструкции. Воронеж, 1987; Степанова М.Д. Номинативно-коммуникативная функция словообразовательных конструкций (на материале нем. языка) // Язык как коммуникативная деятельность человека: сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 284. М., 1987; Степанова В.В. Функциональные ориентиры в семантике слова и их текстовое воплощение // Проблемы исследования слова в художественном тексте. Л, 1990; Стернин И. А. Коммуникативная модель значения и её объяснительные возможности // Семантика слова и синтаксической конструкции. Воронеж, 1987; Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.
Н.С. Болотнова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.