КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
(англ. Communicative Language Teaching). Вариант комбинированных методов обучения. В основу К. м. о. положены идеи коммуникативной лингвистики и психологической теории деятельности, наиболее последовательно реализуемые в коммуникативно-деятельностном подходе к обучению. Специфической особенностью К. м. о. является попытка приблизить процесс обучения по его характеру к процессу реальной коммуникации. Это обстоятельство обусловливает коммуникативно-мотивированное поведение преподавателя и обучающихся во время занятий, а также предметность процесса коммуникации, которая выражается в тщательном отборе речевых интенций, тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности учащихся. Основными методическими принципами К. м. о. являются: речевая направленность, учет индивидуальных особенностей и интересов учащегося, функциональность, ситуативность, новизна. В России концепция метода получила обоснование в работах Е. И. Пассова (Пассов, 1983, 1989, 1991, 2000) и др. методистов, реализована в ряде курсов русского и иностранных языков, в том числе для национальной школы. В зарубежной методике исследования в области «коммуникативного метода» начались в 70-х гг. ХХ в. Они явились, с одной стороны, следствием неудовлетворенности результатами изучения языков с использованием аудиовизуального и аудиолингвального методов, а с другой стороны, были обусловлены социальным заказом общества на разработку новых методов обучения, которые в наибольшей степени могли бы способствовать развитию многоязычия в условиях создания единого экономического рынка Европы. С этой целью в 1971 г. Совет Европы поручил группе специалистов разработать новый подход к обучению языкам и на его основе методы обучения, которые могли бы стать основой преподавания языка в любой стране – участнице Совета Европы. Публикация работы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (2001, 2003) подвела итоги работы, начатой в 1971 г. Идеи этой работы, в которой были сформулированы содержание, цели, задачи обучения языку, уровни владения языком, компетенция как цель обучения, были положены в основу европейского варианта К. м. о. Концепция К. м. о опиралась на следующие принципы: 1) коммуникативная направленность обучения. На занятиях предполагается обучение языку как средством общения, а условием реализации принципа являлось обучение через общение, в котором нашли отражение такие параметры, как мотивированность, целенаправленность, информативность, ситуативность, партнерский характер взаимодействия участников общения. Для реализации принципа предлагалось широко использовать ролевые игры, проекты, аудиовизуальные средства; 2) взаимодействие функции и формы. Согласно этому принципу предусматривалось понимание учащимися функционального предназначения языковых средств в динамике их коммуникативного использования; 3) взаимосвязанное обучение всем формам устного и письменного общения; 4) аутентичный характер учебных материалов. Аутентичные тексты, составленные носителями языка и не предназначенные специально для учебных целей, рекомендовалось использовать на раннем этапе обучения с привлечением газетных материалов, фрагментов фильмов, фонограмм, текстов художественной и научно-популярной литературы; 5) принцип ситуативности. Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций, воспринимаемых учащимися как характерная система взаимоотношений в среде носителей языка; 6) принцип информационного разрыва или информационной недостаточности (information gap). Реализация данного принципа заключается в такой организации взаимодействия учащихся, когда основным мотивом их речевых действий становится получение информации, необходимой для решения коммуникативной задачи, и выражение своего отношения к обсуждаемой проблеме. Суть принципа означает, что общение происходит в условиях информационного разрыва: знания, информация одного из коммуникантов неизвестны другим, что стимулирует общение, вызывая желание устранить этот разрыв в знаниях и объеме получаемой информации; 7) личностно ориентированная направленность обучения. Центральной фигурой в работе с использованием метода становится учащийся, который активно работает с товарищами по учебной группе, участвуя в ролевых играх и проектах. Творческий характер учебного процесса при этом проявляется в том, что все учащиеся активно участвуют в выборе материала, планировании урока или хода ролевой игры; 8) адекватность обратной связи. В ходе урока предусматривается коррекция ошибок, которая не нарушает коммуникацию. Владение компенсаторной компетенцией является важным условием выхода учащихся из затруднительного положения в процессе общения. Существуют различные варианты К. м. о., что позволяет сделать вывод о том, что его развитие будет идти по различным направлениям, отражающим особенности обучения иностранному языку в различных условиях с учетом национальных традиций его преподавания (Гез, Фролова, 2008; Капитонова и др., 2009; Пассов, 2000; Традиции и новации..., 2008; Wilkins, 1971, 1975).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
256.92 кб

Некоторые коммуникативные методы обучения иностранным языкам

Алимова Хуршида
В статье рассматриваются пути ускорения процесса овладения иностранным языком, необходимость перехода от классического к коммуникативному подходу в процессе преподавании иностранного языка.
Читать PDF
881.25 кб

Интерактивность и коммуникативность. Акцент на современные методы обучения

Казакова Дилора Гаффаровна
В этой статье рассматриваются особенности информационно-коммуникационных технологий в обучении. Также в статье особо отмечается распределение часов и проведение уроков английского языка в академическом лицее.
Читать PDF
1.11 мб

Обучение студентов английскому языку с использованием коммуникативной методики

Якубова Сайёра Маъдиевна
В статье рассматривается коммуникативная методика обучения английскому языку студентов неязыковых вузов. Поднимается вопрос некоторых аспектов преподавания грамматики английского языка студентам технических вузов.
Читать PDF
237.86 кб

ИНТЕРВЬЮ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Баканова Ирина Геннадьевна, Патрикеева Екатерина Александровна, Пыркина Наталья Александровна
Актуализируется необходимость коммуникативного обучения иностранным языкам, которое позволяет решать задачи продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся.
Читать PDF
234.50 кб

Активные методы обучения в формировании коммуникативной компетентности студентов

Бутенко Т. А.
Рассматриваются активные методы обучения, обосновывается необходимость и важность их использования в формировании коммуникативной компетентности студентов.
Читать PDF
123.41 кб

Использование метода коммуникативных заданий в обучении студентов английскому языку

Блик Екатерина Сергеевна
Данная статья посвящена методу коммуникативных заданий в обучении английскому языку как одному из методов коммуникативного подхода, который дает возможность учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого студента, при
Читать PDF
134.84 кб

Интерактивные методы обучения как способ повышения коммуникативной культуры курсантов

Лазарева В.В.
В статье рассмотрена роль интерактивных методов обучения иностранному языку в процессе формирования коммуникативной культуры будущих сотрудников органов внутренних дел.
Читать PDF
122.35 кб

Методы педагогического воздействия в обучении чтению как коммуникативной деятельности

Павлова О.В.
В статье анализируются некоторые актуальные проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области языкового образования.
Читать PDF
235.03 кб

Методика обучения математике с использованием информационно-коммуникативных технологий

Митенев Юрий Андреевич
В статье рассматриваются основные компоненты методической системы обучения математике, включающей цели, содержание, методы, формы и средства обучения.
Читать PDF
911.72 кб

Использование кейс-метода в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку

Омарова Патимат Абусупьяновна, Омарова Джанета Абусупьяновна
Авторы статьи анализируют кейс-метод как один из методов, используемых в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку.
Читать PDF
138.30 кб

Технологии и методы продуктивного обучения как способы развития коммуникативной компетенции

Злыгостева Марина Николаевна
Cтатья посвящена проблеме активизации интеллектуальной деятельности студентов вузов на лекционных и семинарских занятиях.
Читать PDF
87.47 кб

Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся

Стурикова Марина Владимировна
В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся.
Читать PDF
264.49 кб

Коммуникативное обучение как ведущий подход современной методики обучения иностранным языкам

Шоджаи Мохсен
В статье раскрывается понятие «коммуникативное обучение (КО) иностранным языкам», показывается значимость и первичность коммуникативной функции языка, обсуждается основная составляющая КО коммуникативная компетенция и ее компонент
Читать PDF
361.77 кб

Об использовании коммуникативного метода обучения иностранному языку в неязыковом военном вузе

Шемет Геннадий Иванович
Статья посвящена проблеме поиска и разработки новых методов и технологий обучения иностранному языку в неязыковом военном вузе.
Читать PDF
1.52 мб

Ролевая игра как метод формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Горовая Наталья Николаевна
В статье рассматривается ролевая игра как метод формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, в том числе и русскому как иностранному.