КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
1. Свойства устной и письменной речи (правильность, ясность, красота и др.), которые в совокупности свидетельствуют об идеальной (наилучшей) приспособленности речи к процессу человеческого общения. 2. Существенные свойства, интегральные характеристики устной и письменной речи, которые обеспечивают эффективность общения и взаимодействие участников коммуникации. К ним относятся правильность (нормативность), точность, богатство (использование разнообразных языковых средств), выразительность, уместность, беглость, логичность и др. К. к. р. могут быть свойственны речи в большей или меньшей степени и свидетельствуют о речевой культуре участников общения. В современном языковедении предпринимаются попытки положить представление о К. к. р. в основу теории культуры речи. При этом основным ориентиром при осмыслении К. к. р. считается: содержательность, т. е. информационная новизна и насыщенность речевого произведения. Содержательность обеспечивается целым рядом конкретных качеств речи, определяемых соотношением речи (текста) с языковой системой и внеязыковыми явлениями. Обычно выделяются следующие К. к. р.: правильность, точность, логичность, чистота, лаконизм, ясность, выразительность, богатство, уместность К. к. р. в речевой жизни отдельного человека объединяются в понятии коммуникативной компетенции, или речевой культуры отдельной личности. Понятие К. к. р. соотносится также с понятием риторического (речевого) идеала. На занятиях по практике языка К. к. р. являются объектом наблюдения и формирования и изучения в курсах стилистики и культуры речи. К. к. р. служат критериями при определении уровня владения иностранным языком. См. качество речи (Аннушкин, 2003; Введенская, Павлова, 1999; Волков, 1996; Голуб, 2001; Культура русской речи..., Сопер, 1993; 1996).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
или КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ, — одно из центральных понятий культуры речи как научной и учебной дисциплины. К.к.р. — это такие свойства речи, которые, взятые в совокупности, обеспечивают наибольшую эффективность общения применительно к конкретной коммуникативной ситуации. Разными исследователями выделяется разное количество К.к.р. Основными, более или менее регулярно упоминаемыми К.к.р. являются информативность речи (содержательность и наличие новизны), правильность (соответствие нормам литературного языка), точность (соответствие выражаемому понятию и обозначаемому предмету речи), логичность (соблюдение законов и правил формальной логики), уместность (соответствие коммуникативной ситуации, избранному стилю и жанру), чистота (незасорённость речи диалектными, жаргонными, просторечными словами, стилистически не оправданными иноязычными словами и выражениями, грубыми словами и высказываниями), доходчивость (ясность, доступность, незатруднительность для понимания), богатство (полнота владения средствами языка на всех его уровнях), этичность (соблюдение норм морали и вежливости, прежде всего — речевого этикета), прагматически оправданная экспрессивность (повышенная степень воздействия речи). К.к.р. соотносятся с так называемыми постулатами (максимами) речевого общения (см. Коммуникативные постулаты), определяющими, как и К.к.р., успешность коммуникации. Совокупность К.к.р. является основным компонентом Коммуникативной компетенции (см.) и условием реализации полнофункциональной речевой культуры (см. Типы речевой культуры).
Некоторые авторы среди критериев (качеств) хорошей речи выделяют такой обобщающий признак, как целесообразность: «Хорошая речь — целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная для адресата» [Хорошая речь 2001: 27].
Следует иметь в виду, что в зависимости от ситуации общения названные К.к.р. проявляются в разной степени и в различных соотношениях друг с другом. Так, «коммуникативные качества речи неодинаково отвечают на свойства и особенности различных стилей языка и индивидуальные качества стилей речи. Одними стилями языка и стилями речи определённое коммуникативное качество <...> поддерживается и усиливается, другими — ослабляется и размывается <...>. Напр., научный стиль языка поощряет и поддерживает прежде всего такие коммуникативные качества речи, как логичность и точность, а также чистота, уместность, в меньшей мере — выразительность и богатство» [Головин 1988: 266]; зато в художественном стиле выразительность и богатство играют первостепенную роль. Другими словами, те или иные К.к.р. могут быть более или менее востребованными в зависимости от характера коммуникативной ситуации и соответствующего ей функционального стиля и жанра.
Лит.: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Культура речи государственного служащего: учеб.-практ. пособие. Ростов н/Д., 2011; Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов по спец. «Рус.яз. и лит.». М., 1988; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2004; Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. СПб., 2006; КРРЭСС. М., 2003; Хорошая речь. Саратов, 2001.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
185.89 кб

Мелодико-коммуникативные качества речи в системе взаимоотношений военнослужащих

Лавринова Н. Н.
В статье коммуникативная целесообразность рассматривается как одна из главных категорий культуры речи военнослужащего, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
Читать PDF
2.43 мб

Коммуникативное качество письменной речи учащихся 5-9-х классов на родном (якутском) языке

Васильева Надежда Николаевна
На современном этапе существует противоречие, требующее своего разрешения, а именно, понимание педагогами важности развития способностей учащихся использовать язык как средство самообразования, самореализации, самовыражения и недо
Читать PDF
328.52 кб

Определение уровня сформированности коммуникативных качеств математической речи у студентов, обучающ

Туктамышов Наиль Кадырович, Салехова Ляйля Леонардовна, Зарипова Рината Раисовна
Языковая среда в Республике Татарстан (Российская Федерация) является двуязычной. Обучение в учреждениях среднего образования ведётся как на русском, так и на татарском языках.