или БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ, — коммуникативные препятствия, снижающие эффективность речи или приводящие к Коммуникативным неудачам (см.), а иногда к невозможности коммуникаторов общаться между собой.
Традиционно выделяют следующие К.б.: технические (связаны с появлением шумов или созданием помех в коммуникационных каналах); социально-культурные (социальные, политические, религиозные и профессиональные барьеры, которые возникают между людьми, говорящими на одном и том же языке, но принадлежащими к разным культурным слоям); психологические (связаны, с одной стороны, с барьерами в отношениях между людьми, напр., с возникновением чувства неприязни, недоверия, и, с другой стороны, с барьерами в навыках общения, напр., манипулированием в общении); барьеры понимания, среди которых можно отметить фонетические барьеры (неправильная речь, речь-скороговорка, звуки-паразиты, дефекты речи), семантические барьеры (различия в тезаурусах — системах значения слов, которые зависят от возраста, профессии, образования участников коммуникативного акта); стилистические (несоответствие стиля речи ситуации общения); логические (логика передаваемой информации сложна или противоречива); межъязыковые.
Согласно классификации В.Т. Ганжина, выделяются естественные (вызваны физиологическими причинами: заиканием, шепелявостью, картавостью и т.д.) и искусственные барьеры в общении. Искусственные барьеры общения можно типологизировать «по разным основаниям, связанным с источником (личностные, организационные, помехи в каналах связи и средствах общения), с характером (оскорбления, обиды, страхи, предубеждения, стереотипы и др.), с типом реагирования (неадекватная оценка партнёра, нереальные цели, неверная самооценка, использование неподходящих способов обращения, плохое владение техникой общения, слабое развитие социально-перцептивных функций, переоценка или недооценка условностей, этикетных правил в общении и др.)», с нарушением системных качеств общения (дисбаланс целе-мотивационного, инструментально-знакового или поведенчески-волевого компонентов общения; различия образов мира и человека в разных возрастных группах коммуникаторов; несогласованность ритмов эмоционально-волевой и интеллектуальной активности партнёров; рассогласованность служебно-профессионального и личностно-заинтересованного факторов общения и др.), с этнонациональными, социально-классовыми, этнокультурными различиями и конфликтами, социально-ролевыми столкновениями и т.д. [Ганжин 2005: 792].
Помимо указанных К.б., выделяют также барьеры, связанные с речевыми манипуляциями; позиционно-дидактические барьеры (связаны с установкой обучающего лишь на «императивное говорение» без учёта реакции слушателя); контекстные барьеры (неясные формулировки, неграмотно построенные вопросы), апеллятивные барьеры (неудачное использование форм обращения); аксиологические барьеры (боязнь отрицательной оценки, неуместные или немотивированные оценки); фатические барьеры (возникают при нарушении речевого этикета и/или неудачном выборе речевого жанра); тезаурусные барьеры (обнаруживают различия эрудиционной базы); информативные барьеры (возникают вследствие искажённой информации, недостаточной аргументированности, частого отвлечения от основной линии разговора) и др. (см. [Мурашов 1998]).
Преодоление барьеров общения предполагает выявление их причин и продумывание речевых действий, направленных на эффективную коммуникацию (см. Эффективность речи).
Лит.: Волкова А.И. Психология общения для студентов колледжей. Ростов н/Д., 2006; Ганжин В.Т. Барьеры в общении // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М., 2005; Крижановская Ю.С.,Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990; Мурашов А.А. Преодоление негативного коммуникативного сценария в педагогической риторике // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методич. бюл. Вып. 4 (7). Красноярск-Ачинск, 1998; Тищенко В.А. Барьеры общения в электронной коммуникации // Educational Technology and Society. 2008. № 11 (2).
А.А. Кузнецова
1.22 мб
Коммуникативные барьеры и их преодоление
В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры это препятствия на пути к пониманию собеседника.