КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Найдено 1 определение
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
(от лат. communicatio — ‘сообщение’, competere — ‘соответствовать, подходить’) — одна из базовых компетенций в составе интегральной Культурно-речевой компетенции (см.). Её содержание непосредственно связано с прагматикой речевого общения, т.е. с обменом мыслями, передачей информации при помощи языка. Основным понятием и системообразующим принципом К.-р.к. является эффективность, которая проявляется в двух аспектах — речеповеденческом и текстовом, поскольку в понятие речи входит как процесс речевой деятельности, так и её результат — текст (письменный и устный). Эти аспекты К.-р.к. имеют общую основу в виде Коммуникативных качеств речи (см.) и постулатов (максим) речевого общения (см. Коммуникативные постулаты), которые отчасти дублируют, а отчасти дополняют друг друга. Эти коммуникативные качества и постулаты конкретизируются в пословицах и поговорках, афоризмах, частных правилах и составляют содержание понятия «коммуникативная норма» (см. Коммуникативная норма, Коммуникативные постулаты).
К.-р.к. представляет собой совокупность следующих основных субкомпетенций.
Нормативно-прагматическая субкомпетенция предполагает владение такими общими понятиями коммуникативистики, как Коммуникативные нормы (см.), Коммуникативные постулаты (см.), Коммуникативные качества речи (см.), Жанровая норма (см.), Стилистическая норма (см.), Логическая норма (см. Логичность речи), Речевая норма (см.) и нек. др., а также умение строить и корректировать свою речь в соответствии с содержанием этих понятий.
Информационная субкомпетенция подразумевает хорошее знание предмета речи, фактологическую точность (см. Информативность речи), а также владение современными информационными технологиями (см. Информационные технологии).
Тактико-стратегическая субкомпетенция заключается в умении выбирать Коммуникативные стратегии и тактики (см.), соответствующие целеполаганию адресанта и характеру Коммуникативной ситуации (см.)
Жанрово-стилистическая субкомпетенция заключается в построении речи на основе понятия Уместности речи (см.), понимаемой как соответствие содержания и формы речи авторскому целеполаганию и коммуникативной ситуации (адресату — его социальному положению, уровню образования, профессии, национальным особенностям, психологическому состоянию, каналам передачи и восприятия информации), от которых зависит выбор стиля, жанра речи и соответствующих языковых средств (см. Жанровая норма, Стилистическая норма).
Логпко-аргументатпвная субкомпетенция предполагает соблюдение качества логичности речи, т.е. законов и правил формальной логики, а также правил рациональной аргументации (см. Аргументация). Эта субкомпетенция эксплуатирует постулат релевантности (Не отклоняйся от темы!) и частично постулат манеры (Говори коротко, ясно и последовательно!).
Эристическая субкомпетенция (от греч. ершика — ‘искусство спора’) включает знание основ теории спора (см. Спор), умения и навыки его конструктивного ведения. Кроме того, эта субкомпетенция предполагает знание типичных Барьеров общения (См.) конфликтогенных ситуаций и умение их предупреждать, а в случае возникновения — оптимальным образом преодолевать (См. Лингвоконфликтология); знание приёмов речевой манипуляции сознанием и поведением людей (для обеспечения личной и коллективной информационной безопасности); умение противостоять манипулятивному воздействию в бытовой и идеологической сферах общения (См. Речевое манипулирование).
Ораторологическая субкомпетенция — совокупность знаний и, прежде всего, умений и навыков, необходимых для успешного публичного выступления. В основе этой субкомпетенции находятся понятия Риторический канон (См.) и Образ ритора (См.). Важным для ораторологической субкомпетенции являются знание невербальных средств общения (см. Паралингвистические средства общения) и практические навыки их использования.
Экспрессиологическая субкомпетенция — знание основных языковых/речевых средств, которые позволяют говорящему выразить своё субъективное отношение к содержанию или адресату речи, т.е. сделать речь экспрессивной (см. Экспрессивность языка/речи), а также умения и навыки эффективного использования этих средств, включая тропы, стилистические фигуры и другие средства речевого воздействия.
Перцептивно-рефлексивная субкомпетенция — умение слушать и слышать собеседника при толерантном отношении к нему, не переходящем в беспринципность, а также анализировать свою и чужую речь, оценивать её с точки зрения эффективности и этичности.
Эрратологическая субкомпетенция (от лат. error — ‘ошибка’) в составе К.-р.к. заключается в умении видеть, квалифицировать (определять тип) и исправлять разного рода коммуникативные ошибки и недочёты (см. «Тематический словник»).
Перечень субкомпетенций, составляющих содержание К.-р.к., не является закрытым, здесь перечислены и кратко охарактеризованы лишь основные. В зависимости от понимания объёма понятия «коммуникация» состав компонентов коммуникативной компетенции меняется.
Лит.: Барабанова Н.Р. Междисциплинарная координация в формировании коммуникативно-речевой компетенции студентов // Актуальные проблемы теории коммуникации: сборник научных трудов. СПб., 2004; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Саратов, 2010 (см. статьи О.Б. Сиротининой, К.Ф. Седова); Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. СПб., 2006; Сковородников А.П., Копнина Г.А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки (спецвыпуск «Культура речевого общения»), 2009. № 2; Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // ФН. 2009. № 3; Сковородников А.П. О понятии «коммуникативная компетенция» // Культура речевого общения в образовательных учреждениях разного уровней: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2003.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
314.35 кб

Коммуникативная компетенция как синтез речевой и языковой способности

Щербакова Виктория Викторовна
Читать PDF
493.13 кб

Тенденции развития коммуникативно-речевых компетенций в современном мире

Котенко Л. П.
В статье рассматриваются состояние современного русского языка, тенденции его развития, теоретические основы понятия языка и культуры речи.
Читать PDF
203.46 кб

Коммуникативно-речевая компетенции основа профессиональной культуры учителя

Кузнецова Валентина Викторовна
В статье предпринята попытка обосновать использование термина коммуникативно-речевая компетенция учителя, которая складывается из языковой, речевой, коммуникативной и прагматической составляющих
Читать PDF
169.25 кб

Коммуникативно-речевая компетенция школьников: способы и приемы формирования

Мардаева Татьяна Валерьевна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования у современного школьника коммуникативно-речевой компетенции в аспекте подготовки к ЕГЭ по литературе.
Читать PDF
251.97 кб

Речевой жанр как модель формирования инструментальной коммуникативной компетенции

Черкашина Т.Т.
Речевой жанр рассматривается как педагогически целесообразным способом организованная инновационная модель формирования инструментальной коммуникативной компетенции.
Читать PDF
545.80 кб

Специфика формирования коммуникативно-речевой компетенции на основе дебатной технологии

Нежурина Н. Ю., Комарова Э. П.
В статье рассматривается специфика формирования коммуникативно-речевой компетенции, ее определение, обзор литературы по проблеме и описывается дебатная технология
Читать PDF
80.74 кб

К проблеме формирования коммуникативно-речевых компетенций студентов агроинженерных вузов

Тенчурина Лидия Захаровна, Кузьмичёва Лилия Михайловна
Проведен анализ целей и содержания подготовки по дисциплине «Русский язык и культура речи» как составляющей федерального компонента в государственных образовательных стандартах I—II поколений и дано обоснование введения дополнител
Читать PDF
217.77 кб

Формирование речевого этикета как основа развития коммуникативной компетенции младших школьников

Щербашина Инна Владимировна
В статье предпринята попытка определить теоретические и методические основы формирования норм речевого этикета у младших школьников, установить перечень элементарных форм речевого этикета для усвоения учащимися начальной школы, ра
Читать PDF
474.72 кб

Коммуникативная компетенция как способность и готовность курсантов к иноязычному речевому общению

Гиренок Галина Анатольевна
Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в ведомственных вузах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.
Читать PDF
132.04 кб

Профессионально-коммуникативная компетенция как основа формирования речевого имиджа лидера студенчес

Шабалина А. Н.
В статье рассматривается проблема формирования профессионально-коммуникативной компетенции лидеров студенческого самоуправления нефилологического профиля как основной составляющей положительного речевого имиджа.
Читать PDF
189.46 кб

Использование художественных фильмов в процессе формирования коммуникативно-речевой компетенции и ли

Игнатьев Олег Викторович
Рассмотрены некоторые аспекты формирования коммуникативно-речевой компетенции иностранных учащихся при изучении русского языка, потенциальные возможности использования художественных фильмов в целях социои лингвокультурологической
Читать PDF
186.95 кб

Содержание понятий «Коммуникативная компетенция», «Коммуникативные навыки» и «Речевые навыки» в совр

Коробкова Оксана Федоровна
в статье раскрывается содержание актуальных для современной методики преподавания русского языка понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные умения и навыки», «речевые умения и навыки» на основе анализа научно-методиче
Читать PDF
317.45 кб

Видеоматериалы как средство формирования иноязычной коммуникативно-речевой компетенции студентов-мед

Гаспарян Лариса Алексеевна
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции студентов-медиков.
Читать PDF
109.83 кб

Разработка модели формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на основе дебатной тех

Нежурина Н. Ю.
В статье рассматривается модель формирования коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на основе дебатной технологии
Читать PDF
402.13 кб

Коммуникативно-речевые компетенции будущих специалистов и методика их формирования на занятиях по ру

Тенчурина Лидия Захаровна
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативно-речевых компетенций будущих специалистов на занятиях по основам риторики.