КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Найдено 1 определение
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Современный подход к обучению, рассматриваемый в качестве теоретической базы построения системы обучения неродному языку. Основы К.-д. п. были заложены в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней и др. В настоящее время получил практическую реализацию в ряде учебников и в самом учебном процессе. Такой подход прежде всего означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуальнопсихологических, возрастных и национальных особенностей личности обучающегося. Деятельностный тип обучения предполагает организацию занятий как учебной деятельности, направленной на постановку и решение учащимися конкретной учебной задачи. Объектом обучения с позиции названного подхода должна быть речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. К.-д. п. ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого первостепенное внимание уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоении с ее помощью профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации. К.-д. п. отвечает следующим основным требованиям к современному учебному процессу: коммуникативное поведение преподавателя на уроке; использование упражнений, максимально воссоздающих значимые для учащихся ситуации общения; параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи; учет индивидуальных особенностей учащегося; ситуативность процесса обучения, рассматриваемая и как способ стимулирования речевой деятельности и как условие развития речевых умений. Методическим содержанием К.-д. п. являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися (Зимняя, 1989). Иногда такой подход понимается слишком узко – как использование на уроке различных ситуаций, в то время как суть К.д. п. заключается в создании для учащихся условий, в которых они участвовали бы в деятельности, а сама деятельность была бы значимой для них, осуществлялась бы в рамках конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, в основе К.-д. п. лежит не столько реальность самих ситуаций, сколько реальность деятельности в предлагаемых ситуациях. Перед учителем в данном случае стоит задача реализации принципа двуплановости (Китайгородская, 1986), т. е. перевода учебной цели урока (например, ознакомления с новой лексикой) в задачу общения учащихся с преподавателем и между собой на основе личностно-значимой для учащегося деятельности. Ср. личностно-деятельностный подход.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
101.18 кб

Деятельностный подход к обучению (коммуникативный аспект)

Лелис Елена Ивановна
Обосновывается необходимость деятельностного подхода к обучению как эффективной формы профессиональной подготовки студентов, в том числе и в коммуникативном аспекте.
Читать PDF
303.95 кб

Проблемы внедрения коммуникативно-деятельностного подхода в отечественном образовании

Соболева Елена Александровна
Статья посвящена проблеме внедрения коммуникативно-деятельностного подхода в отечественном образовании.
Читать PDF
535.42 кб

Деятельностный подход к формированию коммуникативных компетенций педагогов-психологов

Христидис Татьяна Витальевна, Кузнецова Наталья Николаевна
В статье обосновывается деятельностный подход к формированию коммуникативных компетенций педагогов-психологов в процессе обучения в вузе. Раскрывается сущность понятий «компетенция» и «компетентность».
Читать PDF
859.92 кб

Коммуникативно-деятельностный подход в социально-культурном сопровождении детей с ОВЗ

Романова Мария Николаевна, Курина Вера Алексеевна
В представленной статье рассматриваются теоретические основы и практика реализации коммуникативно-деятельностного подхода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в социально-культурной деятельности.
Читать PDF
205.43 кб

Обучение языкам в рамках коммуникативно- деятельностного подхода: интеграционная модель

Бочкова Н. В.
В статье предлагается авторская интеграционная модель, которая может быть использована в методике преподавания языков в рамках коммуни-кативно-деятельностного подхода.
Читать PDF
669.00 кб

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции при системно-деятельностном подходе

Мишланова С.Л., Заседателева М.Г.
Дано описание особенностей формирования иноязычной коммуникативной компетенции при системно-деятельностном подходе.
Читать PDF
545.22 кб

Личностно-деятельностный подход в развитии коммуникативной компетенции будущих специалистов

Жарбулова Сауле Траровна
В данной статье рассматривается вопрос об использовании диалогического обучения в условиях нового подхода. Автор анализирует этапы организации диалогического обучения во время аудиторной работы.
Читать PDF
125.89 кб

Коммуникативно-деятельностный подход как эффективный способ подготовки будущих учителей-словесников

Антонова Евгения Станиславовна
Читать PDF
169.67 кб

Развитие коммуникативной компетенции учащегося при использовании деятельностного подхода к обучению

Дудковская Елена Евгеньевна
В статье выделены основные структурные составляющие коммуникативной компетенции, определены условия ее эффективного развития у учащегося при внедрении ФГОС.
Читать PDF
159.14 кб

Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих

Шумилова Елена Аркадьевна
Деятельностный подход рассматривается, во-первых, как метод научного познания, применимый к описанию процесса формирования социально-коммуникативной компетентности; во-вторых, как методологическое условие в научном исследовании со
Читать PDF
615.18 кб

Текстовая работа на основе коммуникативно-деятельностного подхода как способ интенсификации обучения

Токуренова Бальжит Нимаевна
Статья посвящена основным формам текстовой работы на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Рассмотрены особенности текстовой работы в целях улучшения коммуникативных умений у студентов неязыкового факультета.
Читать PDF
326.14 кб

От логико-грамматического к коммуникативно-деятельностному подходу в обучении русскому языку (из ист

Вискова И. В.
В статье представлен анализ некоторых аспектов истории отечественной методики морфологии с точки зрения изменения тенденций обучения. В общих чертах дана история развития методики изучения грамматики от М.В.
Читать PDF
181.15 кб

Принципы адаптации коммуникативно-деятельностного подхода к российской образовательно-культурной тра

Соболева Елена Александровна
В статье рассматривается возможность адаптации западных УМК, построенных на основе коммуникативно-деятельностного подхода, к условиям российского профессионального лингвистического образования.
Читать PDF
180.00 кб

Принципы адаптации коммуникативно-деятельностного подхода к российской образовательно-культурной тра

Соболева Елена Александровна
В статье рассматривается возможность адаптации западных УМК, построенных на основе коммуникативно-деятельностного подхода, к условиям российского профессионального лингвистического образования.
Читать PDF
169.98 кб

Когнитивно-коммуникативно-деятельностный подход к обучению студентов иноязычной речевой деятельности

Карабутова Елена Александровна, Колчинцева Людмила Николаевна
Статья посвящена проблеме обучения студентов неязыковых вузов речевой деятельности наnиностранном языке с позиций психолингвистических и лингводидактических исследований, рассматривающих когнитивный, деятельностный и коммуникативн