КОММУНИКАТИВНАЯ НОРМА

Найдено 1 определение
КОММУНИКАТИВНАЯ НОРМА
или КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ НОРМА, ЛИНГВОЭТОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА, — это совокупность принципов, постулатов и правил целесообразного и эффективного речевого поведения, т.е. речеповеденческая норма. Основным содержанием этой нормы являются лингвопрагматические постулаты, или максимы речевого общения (см. Коммуникативные постулаты), и Коммуникативные качества речи (см.). Поскольку в понятие речи входит как процесс речевой деятельности, так и его результат — текст, в К.н. логично включить правила тексто-образования.
При широком понимании К.н. некоторые авторы включают в неё также Стилистическую норму (см.) и Этико-речевую норму (см.) [Виноградов 1996: 125]. В отличие от языковой нормы, которая «соотнесена с собственно языковыми фактами (языковыми единицами) — их составом, образованием, сочетаемостью и употреблением», <...> К.н. «связаны с процессом коммуникации, включают не только вербальные, но и невербальные элементы, в значительной мере обусловливаются ситуацией общения» [Виноградов 1996: 125-126]. В основе языковой нормы лежит понятие правильности речи, тогда как в основе К.н. — понятия целесообразности и эффективности. «Коммуникативные нормы предполагают выбор коммуникантом речевой стратегии для своей речи и требуют уточнить рамки коммуникативной ситуации и согласовать их со сферой общения. Это помогает участникам общения определиться со своей речевой ролью и продумать конкретные шаги по её выполнению» [Ипполитова 2004: 167].
Согласно Г.П. Грайсу, основным принципом (исходным положением) коммуникации является принцип кооперации, который требует от общающихся совместного принятия цели диалога. Этот принцип конкретизируется рядом постулатов (аксиоматических положений), таких как: «Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога)»; «Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется»; «Не говори того, что считаешь ложным»; «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований»; «Не отклоняйся от темы»; «Выражайся ясно»; «Избегай непонятных выражений»; «Избегай неоднозначности»; «Будь краток (избегай ненужного многословия)»; «Будь организован» [Грайс 1985: 222-223].
Другим принципом коммуникации является принцип вежливости, сформулированный Дж. Личем и требующий соблюдения следующих шести максим (основных правил): «1) максимы такта (Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!); 2) максимы великодушия (Не затрудняй других!); 3) максимы одобрения (Не хули других!); 4) максимы скромности (Отстраняй от себя похвалы!); 5) максимы согласия (Избегай возражений!); 6) максимы симпатии (Выказывай благожелательность!)» (цит. по [Арутюнова, Падучева 1985: 27]).
Ещё одним важным коммуникативным принципом является принцип гармонизации общения, который иногда называют законом: «... Первый и главный закон современной общей риторики — закон гармонизирующего диалога — говорит о том, что ваш собеседник или ваша аудитория — не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача <...> "пробудить собственное внутреннее слово" слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом» [Михальская 1996: 86].
Этот перечень принципов и правил, составляющих К.н., не является исчерпывающим. Он продолжает пополняться (см. об этом, напр., в [Маслова 2007: 100-105; Копнина 2009: 38-62; Кормилицына 2010: 15]). Нетрудно заметить, что большая часть перечисленных принципов и постулатов носит этический характер: «Этические и коммуникативные нормы так тесно взаимосвязаны, что нарушение большинства коммуникативных норм общения одновременно приводит к нарушению и этических правил» [Ипполитова 2004: 166]. В известной степени такая связь коммуникативного и этического начал касается и коммуникативных качеств речи, соблюдение которых также входит в содержание К.н.; особенно это касается таких качеств речи, как Уместность (см.), Чистота (см.) и Доступность (см.).
Эти основные К.н. могут быть дополнены более частными правилами и рекомендациями, содержащимися в специальной литературе, а также в афористике и фольклоре. Напр., коммуникативное качество информативности, предполагающее основательное знание предмета речи, его актуальность и новизну, и соотносящееся с постулатом количества, который рекомендует сообщать не больше и не меньше информации, чем требуется для успешности общения, может быть конкретизировано пословицами (Говорить, так договаривать, а не договаривать, так и не говорить; Лучше не договорить, чем переговорить; Из песни слова не выкинешь);афоризмами (Н. Винкельман: В искусстве речи трудно не много сказать, а мало сказать; Гораций: Краткость нужна, чтобы не путалась мысль, а стремилась свободно; Пифагор: И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного); рекомендациями (А.А. Волков: Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван; И.А. Стернин: Совсем без негативной информации строить сообщение невозможно, но негативная информация должна быть минимальной по объёму, а форма её сообщения должна быть оптимальной; Р. Бринкман и Р. Кершнер: С помощью проясняющих вопросов можно собрать очень полезную информацию, которая откроет скрытый смысл беседы).
Таким же образом можно представить и другие типы К.н.
Лит.: Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2004; Грайс Т.П. Логика и речевое общение // НЗЛ. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагаматики // НЗЛ. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Кормилицына М.А. Актуализация содержания публикаций в современной прессе как способ реализации собственно коммуникативной составляющей компетенции журналиста // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Саратов, 2010; Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику: учеб. пособие. М., 2007; Копнина Г.А. Риторические приёмы современного русского литературного языка: опыт системного описания: монография. М., 2009; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1996.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
458.69 кб

От нормативного разума к коммуникативной рациональности

Огурцов А.П.
Читать PDF
344.94 кб

Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения

Горлова Наталья Алексеевна
Раскрываются особенности и закономерности коммуникативно-речевого развития ребенка в период младенчества с позиции психолингвистики детского развития; обосновывается необходимость рассмотрения младенчества как периода перцептивно-
Читать PDF
275.72 кб

Феномен взаимности: коммуникативные и нормативные предпосылки исторического формирования морали

Апресян Рубен Грантович
Историческое формирование морали рассматривается на примере генезиса логики мышления по типу и в духе золотого правила (и сопряженных с ним талиона и заповеди любви) на основе коммуникативного и нормативного опыта взаимности.
Читать PDF
230.39 кб

Коммуникативная компетенция как понятие целеполагания в нормативных документах основного образования

Лопинцева Людмила Александровна
В статье анализируется коммуникативная компетенция как цель обучения русскому языку на ступени основного образования в вариантах Государственных образовательных стандартов.
Читать PDF
126.14 кб

Представление о нормах у студентов с разным уровнем развития коммуникативно-волевых компонентов подг

Васина В. В., Халитов Р. Г.
Representations about norms of students with a different level of communicatively-strong-willed components of mentality. The norms are rules of the standard and expected behavior and order a «correct» behavior.