Коллективизм

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОЛЛЕКТИВИЗМ
нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Коллективизм
[см. коллектив] – принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, в сознательном подчинении личных интересов общественным.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Коллективизм
как свойство личности) выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

КОЛЛЕКТИВИЗМ
1. Способность человека активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами; 2. Принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Коллективизм
умение взаимодействовать с коллегами по работе в ходе трудовой деятельности, способность вступать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным и коллективным.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

КОЛЛЕКТИВИЗМ
(от лат. collectivus – собирательный) – состояние отношений между людьми, отдающее приоритет целям той или иной группы (как правило, семья, учебная, производственная, воинская или другая группа) по сравнению с личными целями. В соответствии с этим происходит самоиндентификация.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КОЛЛЕКТИВИЗМ
1) способность человека активно откликаться на нужды др. людей, жить общественными интересами; 2) принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.

Источник: Педагогический словарь

КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus - собирательный)
нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности. В социальном и нравственном плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). В теории коммунистического воспитания был провозглашен идейно-нравственным принципом, якобы наиболее соответствующим общественной сущности человека. На самом деле, односторонность К. не позволяет снимать объективные противоречия между личностью и обществом.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОЛЛЕКТИВИЗМ
включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т. д.). Коллективизмом называется также склонность присоединяться к коллективу и переносить часть личной ответственности на коллектив; точка зрения, согласно которой время отдельных личностей миновало и наступило время коллективов. Коллективизм распространяется повсюду, где экономические, политические или духовные лишения так потрясают веру в самого себя, что индивид уже перестает верить в свою способность одному справиться с трудностями и проблемами существования. Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Коллективизм
нравственный принцип организации общественной жизни и производственной деятельности людей, основанный на идеях соборности и братства. Это и нравственно положительное качество личности, выражающее ее умение жить в коллективе, интересами коллектива как референтного для себя сообщества. Как качество личности коллективизм проявляется в умениях человека помочь другим, защитить их, подчинить свои личные интересы коллективным, в способности быть альтруистом и работать на благо других. Данное качество формируется на основе коллективистского самоопределения личности, усвоившей формы сохранения личной свободы внутри коллектива. Как принцип и как личностное качество коллективизм противостоит индивидуализму, существенно дополняя и корректируя его. Коллективизм и индивидуализм составляют два полюса системы воспитания человека, которые должны уравновешиваться в процессе жизнедеятельности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КОЛЛЕКТИВИЗМ
отлат. соПесиуиз — собирательный), нравств. принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности. Элементы коллективистского сознания, отражающие коллективный, совместный характер социальной деятельности, содержатся во всех системах морали, кодексах поведения. В социальном и нравств. плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). Ключевое значение К. получил в т. н. пролетарской морали, что определялось характером труда в пром-сти, задачами совм. действий рабочего класса против капитала. В теории комиунистич. воспитания К. был провозглашен как идейно-нравств. принцип, наиб. соответствующий обществ. сущности человека и призванный снимать противоречия между индивидом и обществом. Личность ориентировалась обществом через различные его институты на коллективные формы самореализации, а К. стал одним из осн. критериев оценки личности человека.
В разл. истолкованиях пролетарской и социалистич. морали мира соотношения личного и коллективного, общественного варьировались от безусловного доминирования коллективно-общественного, тотально-государственного над личным (троцкизм, сталинизм) до провозглашения гармонии и взаимной дополнительности общественного и личного (демокр. социализм). Адм.-бюрократич. гос. власть стремилась идеологически оправдать экон. и полит. зависимость человека от коллектива, а через него и от гос-ва, поэтому К., как правило, интерпретировался в казарменном духе, с непременным контролем над индивидуальным сознанием и поведением, заниженной оценкой интересов отд. личности.
Опыт духовного развития человечества показывает, что в основе единения людей должна лежать не только совм. деятельность, но высокий идеал человеческого братства, включающий принцип самоорганизации и самоуправления. Взаимная ответственность личности и общества основывается на отношениях доверия и уважения между людьми, принципиальности, требовательности. Р. Г. Апресян.
К. как принцип организации жизнедеятельности детей был взят на вооружение сов. гос. системой воспитания. Как и все общество, школа испытала на себе последствия догматич. понимания принципов К. Вместе с тем в пед. практике имеется успешный опыт воспитания К., воплотившийся в деятельности мн. педагогов, создавших на гуманных основах зрелые коллективы, развивающие лучшие качества личности и гражд. самосознание подрастающего поколения.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Клубный коллектив в системе факторов формирования социальной ответственности личности старшеклассник

Трубников Александр Петрович
Автор анализирует социально-психологические и педагогические основы организации деятельности клубного коллектива, обеспечения его социализирующего влияния на подростков и старшеклассников.
Читать PDF

Коллектив школьников как событийная общность: опыт интроспекции

Коренецкая Ирина Николаевна, Лузина Людмила Михайловна
Рассматривается традиционная для отечественной педагогики проблема коллектива школьников, дифференцируются понятия «коллектив» и «событийная общность», выявляются критерии и показатели, которые позволят учителю оценить уровень кол
Читать PDF

Коллектив творческих единомышленников

Алешин В. А.
Читать PDF

Педагогический коллектив и его развитие в процессе глобализации и конвергенции образования

Селюкова Е. А.
Статья посвящена проблеме развития педагогического коллектива в процессе глобализации и конвергенции образования.
Читать PDF

Дорогой Марк Михайлович! коллектив кафедры «Философия» искренне и сердечно поздравляет Вас с 80-летн

Читать PDF

Ректорат и коллектив С. -Петербургской государственной лесотехнической академии. Юбилей М. Я. Заруби

Читать PDF

Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка

Зенухина Евгения Васильевна
Читать PDF

Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современн

Пивченко Владимир Петрович
В данной статье рассматриваются вопросы формирования педагогического коллектива, которые раскрывает в своих работах А.С Макаренко.
Читать PDF

Детский хоровой коллектив как условие формирования культуры межэтнической толерантности

Костогорова Марина Викторовна
В статье рассматриваются сущность толерантности и специфика проявления межэтнического взаимодействия в условиях творческого коллектива.
Читать PDF

Студенческий коллектив как субъект личностно-профессионального воспитания будущего специалиста

Дворникова Ирина Николаевна
В статье раскрывается сущность проблемы студенческого коллектива как субъекта личностно-профессионального воспитания будущего специалиста.
Читать PDF

Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка

Барбашина К. И.
Читать PDF

Междисциплинарность как принцип работы научного коллектива в рамках инновационной образовательной пр

Чечулин Алексей Викторович

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Воспитательный коллектив воинской части

    совокупность взаимосвязанных, относительно самостоятельных первичных воинских коллективов подразделений и коллектива командного состава воинской части. Состоит из двух взаимосвязанных, относ
  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

    воспитание в группе в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
  • Коллектив детский воспитательный

    созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и разв
  • ЯЗЫКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    совокупность социально взаимодействующих индивидов, обнаруживающих определенное единство языковых признаков («украинско-русское двуязычие»). Я. к. является, например, коллектив носителей говора
  • КОЛЛЕКТИВ

    группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития [80, c.220].
  • АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    коллектив лиц, выступающий в качестве автора.
  • РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА

    процесс становления коллектива, достижения им определенной степени зрелости, способности эффективно решать стоящие перед ним производственные задачи и обеспечивать условия для развития личнос
  • Игра коллективная

    метод воспитания, способствующий организации жизни и деятельности участников путем вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводят
  • Научный коллектив

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивные («генер
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства.
  • Первичный коллектив

    такой коллектив, в котором его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и духовном общении. Благодаря вхождению в первичный коллектив ребенок ощущет себя не объектом прямого педаг
  • РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    совокупность социально взаимодействующих индивидов, отличающихся от других не набором языковых единиц и не системными связями между ними, а лишь употреблением этих единиц в речи («Украинско-русс
  • ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ в школе

    разновидность временного профессионального объединения педагогов, создаваемого для оперативного решения конкретных задач и проблем школы, образовательного процесса. В.т.к. позволяют активизиро
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    общие действия людей, например, в толпе или на демонстрации. Для К. п. характерна утрата индивидуальной воли с формированием групповой психологии, проявление которой не является простой суммой инд
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

    существование внешнего по отношению к индивиду социального и морального порядка, воздействующего как самостоятельная сила. Складывается из общих для индивидов чувств, верований и ценностей и в т
  • УЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    часть контингента образовательного учреждения, члены которого находятся в непосредственном контакте между собой и воспринимают себя как индивиды, принадлежащие к одной социальной общности. Сущ
  • КОЛЛЕКТИВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

    это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    устойчивая самодеятельная организация учащихся, объединенная единой целью и совместной общественно-полезной деятельностью, обладающая органами коллектива и органически связанная с другими кол
  • Воинский коллектив

    высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинског
  • Воспитательный коллектив

    единый коллектив субъектов воспитательной системы образовательного учреждения (детей, родителей, педагогов, обслуживающего персонала). Воспитательному коллективу присуще: целенаправленная дея