Коллективизм

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОЛЛЕКТИВИЗМ
нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Коллективизм
[см. коллектив] – принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, в сознательном подчинении личных интересов общественным.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Коллективизм
как свойство личности) выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

КОЛЛЕКТИВИЗМ
1. Способность человека активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами; 2. Принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Коллективизм
умение взаимодействовать с коллегами по работе в ходе трудовой деятельности, способность вступать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным и коллективным.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

КОЛЛЕКТИВИЗМ
(от лат. collectivus – собирательный) – состояние отношений между людьми, отдающее приоритет целям той или иной группы (как правило, семья, учебная, производственная, воинская или другая группа) по сравнению с личными целями. В соответствии с этим происходит самоиндентификация.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КОЛЛЕКТИВИЗМ
1) способность человека активно откликаться на нужды др. людей, жить общественными интересами; 2) принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.

Источник: Педагогический словарь

КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus - собирательный)
нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности. В социальном и нравственном плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). В теории коммунистического воспитания был провозглашен идейно-нравственным принципом, якобы наиболее соответствующим общественной сущности человека. На самом деле, односторонность К. не позволяет снимать объективные противоречия между личностью и обществом.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОЛЛЕКТИВИЗМ
включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т. д.). Коллективизмом называется также склонность присоединяться к коллективу и переносить часть личной ответственности на коллектив; точка зрения, согласно которой время отдельных личностей миновало и наступило время коллективов. Коллективизм распространяется повсюду, где экономические, политические или духовные лишения так потрясают веру в самого себя, что индивид уже перестает верить в свою способность одному справиться с трудностями и проблемами существования. Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Коллективизм
нравственный принцип организации общественной жизни и производственной деятельности людей, основанный на идеях соборности и братства. Это и нравственно положительное качество личности, выражающее ее умение жить в коллективе, интересами коллектива как референтного для себя сообщества. Как качество личности коллективизм проявляется в умениях человека помочь другим, защитить их, подчинить свои личные интересы коллективным, в способности быть альтруистом и работать на благо других. Данное качество формируется на основе коллективистского самоопределения личности, усвоившей формы сохранения личной свободы внутри коллектива. Как принцип и как личностное качество коллективизм противостоит индивидуализму, существенно дополняя и корректируя его. Коллективизм и индивидуализм составляют два полюса системы воспитания человека, которые должны уравновешиваться в процессе жизнедеятельности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КОЛЛЕКТИВИЗМ
отлат. соПесиуиз — собирательный), нравств. принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности. Элементы коллективистского сознания, отражающие коллективный, совместный характер социальной деятельности, содержатся во всех системах морали, кодексах поведения. В социальном и нравств. плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). Ключевое значение К. получил в т. н. пролетарской морали, что определялось характером труда в пром-сти, задачами совм. действий рабочего класса против капитала. В теории комиунистич. воспитания К. был провозглашен как идейно-нравств. принцип, наиб. соответствующий обществ. сущности человека и призванный снимать противоречия между индивидом и обществом. Личность ориентировалась обществом через различные его институты на коллективные формы самореализации, а К. стал одним из осн. критериев оценки личности человека.
В разл. истолкованиях пролетарской и социалистич. морали мира соотношения личного и коллективного, общественного варьировались от безусловного доминирования коллективно-общественного, тотально-государственного над личным (троцкизм, сталинизм) до провозглашения гармонии и взаимной дополнительности общественного и личного (демокр. социализм). Адм.-бюрократич. гос. власть стремилась идеологически оправдать экон. и полит. зависимость человека от коллектива, а через него и от гос-ва, поэтому К., как правило, интерпретировался в казарменном духе, с непременным контролем над индивидуальным сознанием и поведением, заниженной оценкой интересов отд. личности.
Опыт духовного развития человечества показывает, что в основе единения людей должна лежать не только совм. деятельность, но высокий идеал человеческого братства, включающий принцип самоорганизации и самоуправления. Взаимная ответственность личности и общества основывается на отношениях доверия и уважения между людьми, принципиальности, требовательности. Р. Г. Апресян.
К. как принцип организации жизнедеятельности детей был взят на вооружение сов. гос. системой воспитания. Как и все общество, школа испытала на себе последствия догматич. понимания принципов К. Вместе с тем в пед. практике имеется успешный опыт воспитания К., воплотившийся в деятельности мн. педагогов, создавших на гуманных основах зрелые коллективы, развивающие лучшие качества личности и гражд. самосознание подрастающего поколения.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
382.96 кб

Клубный коллектив в системе факторов формирования социальной ответственности личности старшеклассник

Трубников Александр Петрович
Автор анализирует социально-психологические и педагогические основы организации деятельности клубного коллектива, обеспечения его социализирующего влияния на подростков и старшеклассников.
Читать PDF
102.25 кб

Коллектив школьников как событийная общность: опыт интроспекции

Коренецкая Ирина Николаевна, Лузина Людмила Михайловна
Рассматривается традиционная для отечественной педагогики проблема коллектива школьников, дифференцируются понятия «коллектив» и «событийная общность», выявляются критерии и показатели, которые позволят учителю оценить уровень кол
Читать PDF
550.16 кб

Коллектив творческих единомышленников

Алешин В. А.
Читать PDF
3.01 мб

Педагогический коллектив и его развитие в процессе глобализации и конвергенции образования

Селюкова Е. А.
Статья посвящена проблеме развития педагогического коллектива в процессе глобализации и конвергенции образования.
Читать PDF
513.24 кб

Дорогой Марк Михайлович! коллектив кафедры «Философия» искренне и сердечно поздравляет Вас с 80-летн

Читать PDF
94.25 кб

Ректорат и коллектив С. -Петербургской государственной лесотехнической академии. Юбилей М. Я. Заруби

Читать PDF
374.48 кб

Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка

Зенухина Евгения Васильевна
Читать PDF
290.02 кб

Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современн

Пивченко Владимир Петрович
В данной статье рассматриваются вопросы формирования педагогического коллектива, которые раскрывает в своих работах А.С Макаренко.
Читать PDF
630.10 кб

Детский хоровой коллектив как условие формирования культуры межэтнической толерантности

Костогорова Марина Викторовна
В статье рассматриваются сущность толерантности и специфика проявления межэтнического взаимодействия в условиях творческого коллектива.
Читать PDF
289.56 кб

Студенческий коллектив как субъект личностно-профессионального воспитания будущего специалиста

Дворникова Ирина Николаевна
В статье раскрывается сущность проблемы студенческого коллектива как субъекта личностно-профессионального воспитания будущего специалиста.
Читать PDF
687.25 кб

Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка

Барбашина К. И.
Читать PDF
307.36 кб

Междисциплинарность как принцип работы научного коллектива в рамках инновационной образовательной пр

Чечулин Алексей Викторович
Читать PDF
118.83 кб

Общественное мнение коллектива и его значение в укреплении служебной дисциплины (на примере учебного

Статный В. М.
Читать PDF
545.06 кб

Эффективные технологии воздействия на производственный коллектив

Кириллов Илья Андреевич
Современное промышленное производство практически не испытывает дефицита в оборудовании. Новейшие и модернизированные станки, машины, приборы, торговое оборудование имеются в свободном доступе на рынке.
Читать PDF
0.00 байт

Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности

Мельникова Екатерина Павловна
В статье рассматривается феномен развития творческой самореализации личности в условиях детского хореографического коллектива.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Воспитательный коллектив воинской части

    совокупность взаимосвязанных, относительно самостоятельных первичных воинских коллективов подразделений и коллектива командного состава воинской части. Состоит из двух взаимосвязанных, относ
  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

    воспитание в группе в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.
  • Коллектив детский воспитательный

    созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и разв
  • ЯЗЫКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    совокупность социально взаимодействующих индивидов, обнаруживающих определенное единство языковых признаков («украинско-русское двуязычие»). Я. к. является, например, коллектив носителей говора
  • КОЛЛЕКТИВ

    группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития [80, c.220].
  • АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    коллектив лиц, выступающий в качестве автора.
  • РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА

    процесс становления коллектива, достижения им определенной степени зрелости, способности эффективно решать стоящие перед ним производственные задачи и обеспечивать условия для развития личнос
  • Игра коллективная

    метод воспитания, способствующий организации жизни и деятельности участников путем вовлечения их в условные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводят
  • Научный коллектив

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивные («генер
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    относительно устойчивая группа людей, объединенная профессиональными, общественно значимыми целями деятельности, имеющая органы руководства.
  • Первичный коллектив

    такой коллектив, в котором его члены находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и духовном общении. Благодаря вхождению в первичный коллектив ребенок ощущет себя не объектом прямого педаг
  • РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ

    совокупность социально взаимодействующих индивидов, отличающихся от других не набором языковых единиц и не системными связями между ними, а лишь употреблением этих единиц в речи («Украинско-русс
  • ВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ в школе

    разновидность временного профессионального объединения педагогов, создаваемого для оперативного решения конкретных задач и проблем школы, образовательного процесса. В.т.к. позволяют активизиро
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    общие действия людей, например, в толпе или на демонстрации. Для К. п. характерна утрата индивидуальной воли с формированием групповой психологии, проявление которой не является простой суммой инд
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

    существование внешнего по отношению к индивиду социального и морального порядка, воздействующего как самостоятельная сила. Складывается из общих для индивидов чувств, верований и ценностей и в т
  • УЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    часть контингента образовательного учреждения, члены которого находятся в непосредственном контакте между собой и воспринимают себя как индивиды, принадлежащие к одной социальной общности. Сущ
  • КОЛЛЕКТИВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

    это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    устойчивая самодеятельная организация учащихся, объединенная единой целью и совместной общественно-полезной деятельностью, обладающая органами коллектива и органически связанная с другими кол
  • Воинский коллектив

    высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, боевые и другие задачи. Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинског
  • Воспитательный коллектив

    единый коллектив субъектов воспитательной системы образовательного учреждения (детей, родителей, педагогов, обслуживающего персонала). Воспитательному коллективу присуще: целенаправленная дея