КОЛЛЕКТИВИЗМ
нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Коллективизм
[см. коллектив] – принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, в сознательном подчинении личных интересов общественным.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Коллективизм
как свойство личности) выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
КОЛЛЕКТИВИЗМ
1. Способность человека активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами; 2. Принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Коллективизм
умение взаимодействовать с коллегами по работе в ходе трудовой деятельности, способность вступать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным и коллективным.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
КОЛЛЕКТИВИЗМ
(от лат. collectivus – собирательный) – состояние отношений между людьми, отдающее приоритет целям той или иной группы (как правило, семья, учебная, производственная, воинская или другая группа) по сравнению с личными целями. В соответствии с этим происходит самоиндентификация.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
КОЛЛЕКТИВИЗМ
1) способность человека активно откликаться на нужды др. людей, жить общественными интересами; 2) принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.
Источник: Педагогический словарь
КОЛЛЕКТИВИЗМ (от лат. collectivus - собирательный)
нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности. В социальном и нравственном плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). В теории коммунистического воспитания был провозглашен идейно-нравственным принципом, якобы наиболее соответствующим общественной сущности человека. На самом деле, односторонность К. не позволяет снимать объективные противоречия между личностью и обществом.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КОЛЛЕКТИВИЗМ
включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т. д.). Коллективизмом называется также склонность присоединяться к коллективу и переносить часть личной ответственности на коллектив; точка зрения, согласно которой время отдельных личностей миновало и наступило время коллективов. Коллективизм распространяется повсюду, где экономические, политические или духовные лишения так потрясают веру в самого себя, что индивид уже перестает верить в свою способность одному справиться с трудностями и проблемами существования. Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Коллективизм
нравственный принцип организации общественной жизни и производственной деятельности людей, основанный на идеях соборности и братства. Это и нравственно положительное качество личности, выражающее ее умение жить в коллективе, интересами коллектива как референтного для себя сообщества. Как качество личности коллективизм проявляется в умениях человека помочь другим, защитить их, подчинить свои личные интересы коллективным, в способности быть альтруистом и работать на благо других. Данное качество формируется на основе коллективистского самоопределения личности, усвоившей формы сохранения личной свободы внутри коллектива. Как принцип и как личностное качество коллективизм противостоит индивидуализму, существенно дополняя и корректируя его. Коллективизм и индивидуализм составляют два полюса системы воспитания человека, которые должны уравновешиваться в процессе жизнедеятельности.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
КОЛЛЕКТИВИЗМ
отлат. соПесиуиз — собирательный), нравств. принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности. Элементы коллективистского сознания, отражающие коллективный, совместный характер социальной деятельности, содержатся во всех системах морали, кодексах поведения. В социальном и нравств. плане К. противоположен как индивидуализму, так и групповому эгоизму (корпоративизму). Ключевое значение К. получил в т. н. пролетарской морали, что определялось характером труда в пром-сти, задачами совм. действий рабочего класса против капитала. В теории комиунистич. воспитания К. был провозглашен как идейно-нравств. принцип, наиб. соответствующий обществ. сущности человека и призванный снимать противоречия между индивидом и обществом. Личность ориентировалась обществом через различные его институты на коллективные формы самореализации, а К. стал одним из осн. критериев оценки личности человека.
В разл. истолкованиях пролетарской и социалистич. морали мира соотношения личного и коллективного, общественного варьировались от безусловного доминирования коллективно-общественного, тотально-государственного над личным (троцкизм, сталинизм) до провозглашения гармонии и взаимной дополнительности общественного и личного (демокр. социализм). Адм.-бюрократич. гос. власть стремилась идеологически оправдать экон. и полит. зависимость человека от коллектива, а через него и от гос-ва, поэтому К., как правило, интерпретировался в казарменном духе, с непременным контролем над индивидуальным сознанием и поведением, заниженной оценкой интересов отд. личности.
Опыт духовного развития человечества показывает, что в основе единения людей должна лежать не только совм. деятельность, но высокий идеал человеческого братства, включающий принцип самоорганизации и самоуправления. Взаимная ответственность личности и общества основывается на отношениях доверия и уважения между людьми, принципиальности, требовательности. Р. Г. Апресян.
К. как принцип организации жизнедеятельности детей был взят на вооружение сов. гос. системой воспитания. Как и все общество, школа испытала на себе последствия догматич. понимания принципов К. Вместе с тем в пед. практике имеется успешный опыт воспитания К., воплотившийся в деятельности мн. педагогов, создавших на гуманных основах зрелые коллективы, развивающие лучшие качества личности и гражд. самосознание подрастающего поколения.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия