КОД КУЛЬТУРЫ
КОД КУЛЬТУРЫ
совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Культурные коды как способы самоорганизации культуры дают возможность проследить развитие культуры в ее единстве и многообразии. Различаются три глобальных культурных типа: дописьменный (традиционный), письменный (книжный) и экранный, находящийся сегодня в стадии формирования. Основной К. к. универсален, он работает в любом культурном типе и в любом историческом времени; этот код самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры. Самоорганизация культуры в природе происходит благодаря таким параметрам К.к., как предметность, знаковость и идеальность. Основной К. к. открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также вторичных – по их связи со структурами социальных кодов. На определенном уровне развития культуры человек обнаружил способность к созданию того, чего в природе нет вовсе (лук, стрела, одежда, жилище), к подражанию природе (добыча огня) или к ее изменению. Механизмом предметной памяти стал знак, который выражался как в знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство и т. п.), так и в знаковости орудий труда, связанных с ручной деятельностью человека. Естественный язык (речь), языки ритуала, культура и прочие языки знаковой деятельности держат поле культуры готовым для выявления смыслов, или, иначе, ценностей, позволяющих человеку осваивать и природу, и социум, расширяя тем самым собственную свободу и возможности самой культуры (Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1991; Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – К.: Наук. думка, 2000; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998; Феномен української культури: методологічні засади осмислення. – К.: Фенікс, 1996; Хейзинга Й. Homo judens. Опыт определения игрового элемента культуры. – М.: Прогресс – Академия, 1992). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.