КЛИМОВ Евгений Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КЛИМОВ Евгений Александрович (р. 1930)
д-р психологических наук (1969), профессор (1970), действительный член РАО (1985; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1982 зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КЛИМОВ Евгений Александрович
р. 11.6.1930, г. Вятские Поляны Кировской обл.), психолог, акад. РАО (д. ч. АПН СССР с 1985), д-р психол. наук (1969), проф. (1970). В 1953 окончил Казанский ун-т, преподавал там же. В 1968—76 зав. отделом НИИ проф.-тех. образования в Ленинграде. Проф. ЛГПИ (1976—80) и психол. ф-та МГУ (с 1980); зав. кафедрой психологии труда и инж. психологии (с 1982), декан ф-та психологии МГУ (с 1987). Труды по проблемам проф.-тех. педагогики, профориентации. Предложил систематику профессий, на основе к-рой ведется работа центров и др. орг-ций профориентации молодежи в Рос. Федерации и др. республиках.
Соч.: Обучение рабочих на произ-ве новым приемам труда и пути индивидуального подхода, Казань, 1958; Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологич. свойств нервной системы, Казань, 1969; Школа, а дальше?, Л., 1971; Путь в профессию, Л., 1974; Психол.-пед. проблемы проф. консультации, М., 1983.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

КЛИМОВ Евгений Александрович
родился 11 июня 1930 г. в г. Вятские Поляны Кировской области. Закончил Казанский государственный университет по отделению русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета (1953). Доктор психологических наук (1968), профессор (1970), заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983), декан факультета психологии (1986) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент АПН СССР (1974), действительный член РАО (1985), Президент Российского пси- хологического общества (1994), награжден нагрудным знаком «Отличник профтехобразования СССР» (1979), почетным знаком «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988). Вел научно-преподавательскую работу на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (1953–1968), преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги (1953–1956), был научным руководителем Казанского филиала ЦУМКа – Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ (1959–1964).
В 1968 г. был приглашен на работу во ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (1968–1976), где возглавил отдел психологии труда и, в частности, был научным руководителем государственной темы 41.511 «Разработка и использование рекомендаций для профотбора и профориентации». В 1976–1980 гг. – профессор кафедры психологии Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена (ныне Санкт-Петербургский педагогический университет), в 1980 г. был приглашен на работу в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Область научных исследований: взаимозависимость профессиональной деятельности и личных качеств человека; проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации; специфика образа мира у представителей разнотипных профессий; вопросы профессионального самоопределения молодежи; психологические основы овладения профессией; вопросы отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся.
Будучи студентом, выполнил под руководством профессора В.С. Мерлина исследование на психопатологическом материале по трудотерапии в нервно-психиатрической клинике.
Дипломная работа была посвящена обучению рабочих трудовым приемам и защищалась навыезд-ном заседании кафедры педагогики и психологии КГУ непосредственно на Казанском льнокомбинате (1953).
В 1959 г. организовал совместно с руководством Госпрофобра СССР (С.Я. Батышев) и факультета психологии МГУ (А.Н. Леонтьев) первую в РСФСР (и единственную в послевоенные годы) научно-практическую лабораторию по психологии труда и производственного обучения, располагавшуюся в ПТУ № 7 г. Казани. В лаборатории была разработана рационализированная методика обучения токарей-универсалов по теме «Изучение устройства токарно-винторезного станка и управление им», нашедшая полезное применение в практике и дальнейших разработках подобного рода.
Кандидатскую диссертацию выполнил под руководством проф. В.С. Мерлина на тему «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (1959). Тема докторской диссертации: «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы» (1968). Были показаны резервные возможности повышения эффективности деятельности человека в том случае, если его рассматривать не как «живую машину» (согласно традициям Ф.У. Тэйлора), но как субъект труда, творчески создающего индивидуально своеобразные способы работы, более надежные и продуктивные, нежели унифицированные приемы работы. Удалось также эффективно объединить идеи, с одной стороны, «деятельностного подхода» в обучении, развитые А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной, а с другой – достижения дифференциальной психологии, представленные в работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.С. Мерлина, Н.С. Лейтеса, К.М. Гуревича.
С 1968 г. проблема индивидуально-психологических различий в труде разрабатывалась Е.А. Климовым в контексте задачи психолого-педагогического оснащения профессиональной ориентации, консультации и профессионального самоопределения молодежи. Разработана психологическая классификация профессий как сложных многопризнаковых объектов, нашедшая применение в практике руководства выбором профессии. Под его руководством была разработана информационно-поисковая система накопления и упорядочения сведений о профессиях в целях профпросвещения и профконсультации, составлен набор дескрипторов для описания профессий. Под его редакцией публиковалась серия сборников «Человек и профессия» (Лениздат, 1976– 1986), в которых описания профессий для школьников представлены согласно упомянутой выше классификации.
В дальнейшем была выдвинута и разрабатывалась проблема генезиса, структуры и функций профессионального сознания и самосознания человека как субъекта труда. Была выделена и описана совокупность психологических признаков самосознания человека как субъекта труда, отличающих труд от других видов деятельности (учения, общения, игры). Вопреки традиции было введено в контекст психологии труда представление о методах построения теории, эмпирико-познавательных и конструктивно-воздейственных методах психологии как фундаментальной и научно-практической отрасли науки. Была предложена нетрадиционная концепция возникновения и развития психологии труда как результата накопления и фиксации в общественном сознании сведений о психологической природе труда, порожденных не собственно официальной психологией, а потребностями общественной практики.
Подготовил около 30 кандидатов наук, некоторые из них защитили докторские диссертации. Имеет более 150 опубликованных работ.
Соч.: Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода. – Казань, 1958; Индивидуальный стиль деятельности. – Казань, 1969; Школа... а дальше? – Л., 1971; Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1995; Психология: Учебник для школы. – М., 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
44.68 кб

Евгению Александровичу Климову - 75

Читать PDF
448.67 кб

Памяти Евгения Александровича климова

Читать PDF
201.86 кб

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Читать PDF
3.13 мб

Евгений Александрович Климов в отечественной психологии труда (к 80-летию со дня рождения)

Носкова О.Г.
Статья посвящена юбилею видного отечественного психолога Е. А. Климова.