КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

Найдено 1 определение
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
группировка всего их многообразия, деление их по характеру профессиональных требований к человеку.
В основе любой классификации лежит набор признаков, по которым проводится сравнение классифицируемых объектов и их группировка на отдельные классы.
В психологии труда известно большое количество различных моделей К.п., например С.Г. Струмилина, классификация Барселонского института труда, С.Г. Геллерштейна, О. Липмана. В.М. Коган в основу классификации положил специфику объектов труда. Им выделяются следующие классы профессий: человек-и-предмет, человек-и-люди, человек- и-передвижение, человек-и-символ, человек-и-природа, человек-и-творчество.
В соответствии с классификацией Л.Л. Кондратьевой все виды деятельности делятся на исследовательские, эстетические и прикладные.
В свою очередь, прикладные профессии подразделяются на четыре группы: выполнение операций по ходу технологического процесса, станочники, пуск, контроль и регулировка автоматизированных технологических процессов, наладка и сборка оборудования.
К.М. Гуревич выделяет следующие группы профессий: профессии ремесленного типа, профессии ручного вспомогательного труда, станочные профессии, профессии автоматизированного производства.
Е.А. Климов в основу своей классификации заложил предмет труда. В соответствии с его классификацией все многообразие профессий сводится к пяти типам: человек- природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек- художественный образ. На втором уровне каждый тип профессий делится на три класса, исходя из целей труда: познание, преобразование, изыскание. В соответствии с этим все профессии подразделяются на гностические, преобразующие, изыскательные. Третий уровень предполагает подразделение профессий, в зависимости от признаков орудий труда, на ручной труд, операторы механизмов, операторы автоматизированных установок, профессий, связанных с «функциональными орудиями», таким, как речь, мимика, вообще воздействие через поведение.
В основе классификации Р.Д. Кавериной заложены требования личности к различным ценностям труда. Эта классификация предполагает выделение следующих групп профессий: профессии, соответствующие ориентации личности на содержание труда; профессии, соответствующие определенным требованиям личности к условиям труда; престижные профессии; профессии, характеризующиеся романтичностью, необычностью и новизной; группа профессий, соответствующая ориентации личности на продолжительность профессиональной подготовки; группа профессий, соответствующая определенным типам акцентуаций характера подростка.
Одной из последних моделей К.п. является К.п. на основе модульного подхода В.Е. Гаврилова.
В основу этой классификации заложен типовой элемент деятельности с учетом особенностей режима и условий труда. Данная классификация предполагает описание профессий и их дальнейшее деление на основе набора типовых объективных элементов профессиональной деятельности, выделенных на основе общности психологических требований к человеку.Лит.: Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970; Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии. 1978. № 4; Чебышева В.В. Классификация профессий и профориентация // Вопросы психологии. 1971. № 4.
В.И. Коваль

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
646.22 кб

К вопросу о психосемантической классификации профессий

Абдуллаева Мехирбан Махаметжановна
Статья посвящена обсуждению возможности использования особенностей субъективных семантик как оснований для предложенной Е.А.
Читать PDF
1.97 мб

Классификация профессиональных респираторных заболеваний

Мазитова Н. Н.
В статье представлен аналитический обзор существующих классификаций профессиональных респираторных заболеваний.
Читать PDF
577.21 кб

Классификация профессий и видов профессиональной деятельности

Никандров Николай Дмитриевич, Грохольская Ольга Глебовна
Читать PDF
254.00 кб

К вопросу о классификации стратегий профессионального развития

Малова Ольга Владимировна
В статье представлен аналитический обзор литературы, обсуждаются существующие в литературе классификации и типологии стратегий профессионального развития, анализируются их теоретические основания.
Читать PDF
471.67 кб

«Классификация профессий и видов профессиональной деятельности»

Никандров Николай Дмитриевич, Грохольская Ольга Глебовна
Читать PDF
192.24 кб

Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала

Поваренков Юрий Павлович
В статье обосновывается классификация деятельностно важных качеств (ДВК) профессионала, которые являются субъективными детерминантами профессионального становления и реализации личности.
Читать PDF
492.26 кб

Классификация профессиональных ситуаций учителя физической культуры

Черняков Владимир Владимирович
Рассмотрены типичные признаки профессиональных ситуаций учителя физической культуры.
Читать PDF
208.43 кб

Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации

Коротаева Е. В.
Освещаются вопросы, связанные с осмыслением аксиологического подхода, с разницей определений ценностей в различных науках.
Читать PDF
316.44 кб

Современные подходы к классификации профессиональной интоксикации ртутью

Лахман Олег Леонидович, Катаманова Е. В., Константинова Т. Н., Шевченко О. И., Мещерягин В. А., Андреева О. К., Русанова Д. В., Судакова Н. Г.
В статье представлены результаты многолетнего изучения особенностей формирования психоневрологических синдромо-комплексов у пациентов с хрони-ческой ртутной интоксикацией (ХРИ) в отдаленном постконтактном периоде.
Читать PDF
537.62 кб

Классификация исследовательских направлений в изучении занятий и профессий

Абрамов Роман Николаевич
Статья посвящена классификации исследовательских направлений в изучении занятий и профессий.
Читать PDF
618.02 кб

Понятие и классификация принципов в структуре культуры профессионального общения

Курилович Надежда Васильевна
В статье раскрывается соответствие закономерностям формирования культуры профессионального общения определенных принципов: гуманизма, многоуровневости, преемственности, непрерывности, интеграции, культуросообразности, партисипатив
Читать PDF
92.75 кб

Классификация дизайна как теоретическая и профессионально-педагогическая проблема

Степанова Татьяна Михайловна, Шутова Татьяна Валерьевна
Разработан концепт онтопроектной объектной направленности дизайна в его векторно-обобщенном виде, структурно обозначенном двумя направлениями: объектно-натурным и объектно-искусственным.
Читать PDF
9.13 мб

Технология «Профессионально-педагогическое содействие» (классификационные параметры)

Барабашёва Ирина Владимировна
Исследуются проблемы использования педагогических технологий, направленных на профессиональное развитие педагогов.
Читать PDF
331.15 кб

Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификации

Игна Ольга Николаевна
Методические задачи являются единицами учебной деятельности и важными средствами профессиональной подготовки учителей. Определения содержания методических задач и подходы к их классификации разнообразны.
Читать PDF
261.42 кб

Подходы к разработке психологической классификации профессий дипломатического профиля

Пчелинова В.В., Назаренко М.Б.
Цель исследования построение систематики представлений о мире профессий дипломатического профиля.

Похожие термины: