группировка всего их многообразия, деление их по характеру профессиональных требований к человеку.
В основе любой классификации лежит набор признаков, по которым проводится сравнение классифицируемых объектов и их группировка на отдельные классы.
В психологии труда известно большое количество различных моделей К.п., например С.Г. Струмилина, классификация Барселонского института труда, С.Г. Геллерштейна, О. Липмана. В.М. Коган в основу классификации положил специфику объектов труда. Им выделяются следующие классы профессий: человек-и-предмет, человек-и-люди, человек- и-передвижение, человек-и-символ, человек-и-природа, человек-и-творчество.
В соответствии с классификацией Л.Л. Кондратьевой все виды деятельности делятся на исследовательские, эстетические и прикладные.
В свою очередь, прикладные профессии подразделяются на четыре группы: выполнение операций по ходу технологического процесса, станочники, пуск, контроль и регулировка автоматизированных технологических процессов, наладка и сборка оборудования.
К.М. Гуревич выделяет следующие группы профессий: профессии ремесленного типа, профессии ручного вспомогательного труда, станочные профессии, профессии автоматизированного производства.
Е.А. Климов в основу своей классификации заложил предмет труда. В соответствии с его классификацией все многообразие профессий сводится к пяти типам: человек- природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек- художественный образ. На втором уровне каждый тип профессий делится на три класса, исходя из целей труда: познание, преобразование, изыскание. В соответствии с этим все профессии подразделяются на гностические, преобразующие, изыскательные. Третий уровень предполагает подразделение профессий, в зависимости от признаков орудий труда, на ручной труд, операторы механизмов, операторы автоматизированных установок, профессий, связанных с «функциональными орудиями», таким, как речь, мимика, вообще воздействие через поведение.
В основе классификации Р.Д. Кавериной заложены требования личности к различным ценностям труда. Эта классификация предполагает выделение следующих групп профессий: профессии, соответствующие ориентации личности на содержание труда; профессии, соответствующие определенным требованиям личности к условиям труда; престижные профессии; профессии, характеризующиеся романтичностью, необычностью и новизной; группа профессий, соответствующая ориентации личности на продолжительность профессиональной подготовки; группа профессий, соответствующая определенным типам акцентуаций характера подростка.
Одной из последних моделей К.п. является К.п. на основе модульного подхода В.Е. Гаврилова.
В основу этой классификации заложен типовой элемент деятельности с учетом особенностей режима и условий труда. Данная классификация предполагает описание профессий и их дальнейшее деление на основе набора типовых объективных элементов профессиональной деятельности, выделенных на основе общности психологических требований к человеку.Лит.: Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970; Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии. 1978. № 4; Чебышева В.В. Классификация профессий и профориентация // Вопросы психологии. 1971. № 4.
В.И. Коваль
646.22 кб
К вопросу о психосемантической классификации профессий
Статья посвящена обсуждению возможности использования особенностей субъективных семантик как оснований для предложенной Е.А.