КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
деление методов исследования в зависимости от степени общности и связи с теорией и практикой. Выделяются общие и частнонаучные методы, эмпирические и теоретические. К наиболее общим относится диалектический метод, используемый во всех науках и на всех этапах научной работы. К общенаучным методам относятся также наблюдение, анализ, эксперимент, синтез и др. Использование методов ограничивается определенными этапами. Частнонаучные (специальные) методы применяются лишь в одной конкретной науке или при изучении некоторых частных явлений. Эмпирические методы дают возможность непосредственного познания педагогической реальности, создают фундамент для дальнейшей теоретической разработки проблемы путем наблюдений, экспериментов, бесед, анализа результатов деятельности учащихся и педагогов, анкетирования, изучения и обобщения педагогического опыта и т.п. Теоретические методы позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, устанавливать взаимоотношения различных понятий и гипотез, выделять среди них существенные и второстепенные. Применительно к педагогическим исследованиям М. А. Данилов всю совокупность методов классифицирует на содержательные, формализованные и методы теоретического анализа и синтеза. Содержательные методы требуют непосредственного обращения к фактам, которые добываются при помощи наблюдений, обобщения опыта и экспериментов. Формализованные методы более абстрактны. Главную роль в них играют логические операции, на основе которых из старых понятий и определений образуют новые. Развитие формализованных методов зависит преимущественно от развития содержательных методов. Метод теоретического анализа и синтеза позволяет открывать природу изучаемых явлений, структуру, взаимосвязь и динамику развития учебно-воспитательного процесса (Проблемы методологии педагогики и методики исследований/ Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971,—50 с.). Для выбора метода, адекватного исследовательской задаче, необходимо знать особенности изучаемого объекта, его специфику, характерные черты и условия применения различных методов. Вместе с тем эффективность научного поиска зависит не только от метода. Необходимо также правильно поставить проблему, определить противоречия, которые следует разрешить, творчески подходить к решению задач, возникших в процессе исследования.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.