КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

Найдено 1 определение
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
деление методов исследования в зависимости от степени общности и связи с теорией и практикой. Выделяются общие и частнонаучные методы, эмпирические и теоретические. К наиболее общим относится диалектический метод, используемый во всех науках и на всех этапах научной работы. К общенаучным методам относятся также наблюдение, анализ, эксперимент, синтез и др. Использование методов ограничивается определенными этапами. Частнонаучные (специальные) методы применяются лишь в одной конкретной науке или при изучении некоторых частных явлений. Эмпирические методы дают возможность непосредственного познания педагогической реальности, создают фундамент для дальнейшей теоретической разработки проблемы путем наблюдений, экспериментов, бесед, анализа результатов деятельности учащихся и педагогов, анкетирования, изучения и обобщения педагогического опыта и т.п. Теоретические методы позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, устанавливать взаимоотношения различных понятий и гипотез, выделять среди них существенные и второстепенные. Применительно к педагогическим исследованиям М. А. Данилов всю совокупность методов классифицирует на содержательные, формализованные и методы теоретического анализа и синтеза. Содержательные методы требуют непосредственного обращения к фактам, которые добываются при помощи наблюдений, обобщения опыта и экспериментов. Формализованные методы более абстрактны. Главную роль в них играют логические операции, на основе которых из старых понятий и определений образуют новые. Развитие формализованных методов зависит преимущественно от развития содержательных методов. Метод теоретического анализа и синтеза позволяет открывать природу изучаемых явлений, структуру, взаимосвязь и динамику развития учебно-воспитательного процесса (Проблемы методологии педагогики и методики исследований/ Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971,—50 с.). Для выбора метода, адекватного исследовательской задаче, необходимо знать особенности изучаемого объекта, его специфику, характерные черты и условия применения различных методов. Вместе с тем эффективность научного поиска зависит не только от метода. Необходимо также правильно поставить проблему, определить противоречия, которые следует разрешить, творчески подходить к решению задач, возникших в процессе исследования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
503.80 кб

Классификация методов опроса в социологии

Шапиро Марк Генри
В статье рассматривается классификации методов интервью и само-заполнения анкеты. Виды интервью выделяются по следующим основаниям: по способу контакта, по месту нахождения респондента, по характеру мобильности респондента.
Читать PDF
855.47 кб

Классификация методов продвижения "ВКонтакте"

Ганеев Радмир Артурович
Статья посвящена проблемам применения социальных сетей в интернете для продвижения товаров и услуг. Рассмотрены существующие методы рекламы в социальных сетях.
Читать PDF
95.27 кб

Классификация методов нравственного воспитания молодежи

Калина Е. Е.
В статье на основе широкого анализа научно-педагогической литературы и современных периодических изданий по вопросам педагогики автором проанализированы классификации методов нравственного воспитания молодежи; детально разобран ка
Читать PDF
561.44 кб

Классификация методов оценки качества образовательных услуг

Приведено обоснование актуальности задачи оценки качества образовательных услуг высших учебных заведений, выделена ее подзадача оценка входных метрик.
Читать PDF
185.84 кб

О генезисе методов классификации и типологии в истории науки

Хачатрян А. А., Хачатрян Э. А.
Важность и необходимость методов типологии и классификации для науки была очевидна еще на самых ранних этапах ее становления.
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме классификации методов психологопедагогических исследований

Лившиц Рудольф Львович, Шумейко Александр Александрович, Опевалова Екатерина Васильевна
В статье рассматривается проблема методологической подготовки магистров направления «Педагогическое образование» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в области нау
Читать PDF
266.24 кб

Сравнительный анализ методов классификации при прогнозировании качества хлеба

Балашова Е. А., Битюков В. К., Саввина Е. А.
Проведен сравнительный анализ методов классификации двухэтапного кластерного, дискриминантного анализа и нейронных сетей. Предложена система информативных признаков, классифицирующая с минимумом ошибок.
Читать PDF
348.07 кб

Формирование инновационной классификации методов обучения всовременной дидактике

Рудакова И. А.
Читать PDF
210.85 кб

Применение методов многомерной классификации в оценке компетентности выпускников

Чудова О. В.
В данной работе проведен анализ алгоритмов классификации, предложен подход к выбору метода классификации в зависимости от априорной информации об объекте классификации.
Читать PDF
423.08 кб

Классификация стран мира с использованием методов многомерного статистического анализа

Мельвиль Андрей Юрьевич, Тимофеев Иван Николаевич
Читать PDF
120.79 кб

Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся

Курышева Ирина Владимировна
В статье осуществлена попытка классифицировать основные виды интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся.
Читать PDF
100.54 кб

Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности

Каримов М. Ф.
Отмечено отсутствие завершенной и общепринятой теории методов обучения естественно-математическим дисциплинам.
Читать PDF
1.35 мб

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ И КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Власова Виктория Николаевна, Таирова Наталья Юрьевна
В статье исследуется проблематика методологии педагогической науки. Рассмотрены черты познания, актуальные для педагогики, затронуты вопросы классификации методов педагогики.
Читать PDF
463.94 кб

О понятийном аппарате и классификации физических факторов и методов в курортологии и физиотерапии

Н.Ф.Давыдкин
Читать PDF
163.20 кб

Классификация биографий как один из методов биографики в контексте исследований библиотечной отрасли

Медведева Екатерина Владимировна
Статья посвящена классификации биографий по различным основаниям: историческим эпохам, культурным, социальным и другим параметрам, а также по видам и результатам ведущей деятельности личности.

Похожие термины: