КАТОК

Найдено 1 определение
КАТОК
«Расчищенное место на льду для катания на коньках» (Словарь, 1956–5, 875).
О г. Саратове в конце 1880-х гг.: «Шести лет я уже ходил с бабушкой на Митрофаньевский каток… На катке были две высокие деревянные горы, покрытые льдом… Каток представлял собой огромный четырёхугольник, огороженный забором. С угла на угол катка, по диагоналям, через центральный столб в середине катка, была протянута проволока, на ней висела масса разноцветных фонариков, которые очень украшали каток. На каток я уходил к началу открытия, а вечером за мной приходила бабушка и вместе с ней возвращались домой...» (Золотарев, [до 1975] 1995, 51).
О 1900-х гг.: «По воскресеньям Леля обыкновенно приходила с папой и мамой на каток. Разумеется, Петров тоже ходил туда. За три пятерки подряд из арифметики мама купила Петрову американские коньки, и он не пропускал ни одного праздничного дня» (Чириков, 1918, 39).
О 1950-х гг.: «Из-за ёлок месяц кажет рожки… / Мы бежим толпой вперегонки. / По катку, по беговой дорожке / Всё быстрей скользят мои коньки» (Трутнева, 1962, 166).
О 1950-х – 1960-х гг.: «Хотите верьте – хотите нет, а только зима в пятидесятые-шестидесятые годы наступала в Новосибирске раньше, чем сейчас. И уже седьмого ноября, как правило, открывался каток. Взрослые усаживались в этот день за столы, чтобы отметить очередную годовщину Октября, а мы, подростки и молодежь, мчались на свой, настоящий праздник, туда, где кипит жизнь, играет музыка, где бодрит мороз – на каток! К началу сумерек туда, казалось, собирался весь молодой Новосибирск – старшеклассники и студенты, ученики ПТУ и техникумов. По всем тропинкам и дорожкам стекались девчата и парни к стадионам. Баловни судьбы шли со своими коньками, переброшенными веревочками через плечо, а “пролетарии” брали конёчки напрокат. И тут уж как повезёт – дадут хорошую пару, будешь кататься в удовольствие, достанутся ботинки-развалюхи, под которыми лезвия подгибаются то вовнутрь, то наружу, намучаешься. На этот случай бывалые ребята брали с собой веревки, подтягивая к пятке конек, чтобы крепче сидел на ноге и не болтался из стороны в сторону. В просторной раздевалке народу – не протолкнуться. Две гардеробщицы едва справляются, выдавая номерки за наши пальтишки. К окошечкам проката – весёлые очереди. Точильщик выбивает радостные искры, пробует ногтем лезвие конька: хорошо ли наточено? Наденешь коньки, и на лед! А там – огни выхватывают из морозной тьмы мчащиеся по льду фигуры, звучит музыка. “Ночью за окном метель, метель”, – поёт сладкозвучный Трошин. Хорошо!.. В те годы молодежь буквально болела катком, и на тех редких наших ровесников, кто не ходил на стадион, мы смотрели с жалостью, а то и с легким презрением. Было модно и престижно быть спортивным. Учились друг у друга, как, не снижая скорости, одолеть поворот, как тормознуть, если у тебя перед носом кто-то промчался, как лавировать между новичками и неумехами, как ездить парами. Особым шиком было, конечно, умение ездить задом наперед, и те пацаны, что умели это делать, пользовались особым авторитетом. У большинства из нас были обыкновенные “дутыши” – самые примитивные коньки, которые не очень-то позволяли блеснуть своим умением. Поэтому предметом особой зависти были “канады”: высокие, как у хоккеистов, они были маневренные и позволяли развить большую скорость. Беговые коньки были только у единиц, как правило, у взрослых… Немало было и тех, кто приносил с собой обыкновенные снегурки, прикручивал их веревочками к стареньким валенкам. И надо сказать, мальчишки на снегурках ничуть не уступали в мастерстве и скорости пижонам на “канадах”. Фигурное катание тогда ещё не вошло в моду, и если на катке изредка появлялась нарядная девочка в белой пушистой шапочке, в короткой, отороченной мехом юбочке, то все наши кавалеры начинали крутиться возле неё. Девочка не могла мчаться по кругу наперегонки вместе со всеми, ездила потихонечку, отталкиваясь одной ножкой, но зато она могла делать ласточку и при этом медленно вращаться. Выходило очень красиво, и все останавливались, чтобы полюбоваться. Накатавшись вволю, бежали в теплушку отогреться. А там – теплынь, почти жара. На полу – лужицы стаявшего снега, в воздухе – теплый парок. Народ пьёт горячий молочный кофе и ест бутерброды. На скамейках – толчея. Здесь же – школа шнурования ботинок. Это очень важное умение – не так затянешь шнурки, разболятся ноги или ботинки будут крутиться на ноге. В теплушке сразу видно, кто за кем ухаживает, – если парень перекидывает девчачьи коньки через плечо, значит, пойдет провожать. Здесь назначаются встречи и свидания, здесь же обсуждают завтрашний зачет или контрольную. Иногда проводятся импровизированные летучие собрания – ведь собирается почти весь класс или целая группа, можно и дела какието порешать, пока есть время. В тёплую погоду на каток бегали почти ежедневно, в морозы – два-три раза в неделю. И так всю зиму. Вспоминаю, в какой-то год мы завершали зимний сезон восьмого марта, скользя по мягкому, почти мокрому льду...» (Иванова, 1999)

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Анализ фильмов А. Тарковского «Каток и скрипка» и «Иваново детство» на занятиях студенческого медиак

Мурюкина Е. В.
В медиапедагогике различают ближайшую и конечную цель. «Ближайшая помощь эстетическому восприятию кинопроизведений. Конечная формирование всесторонне развитой личности с помощью киноискусства» [Пензин, 1987, с.46].