КАТХАНОВ Абдель-Керим Назырович

Найдено 1 определение
КАТХАНОВ Абдель-Керим Назырович
родился 16 марта 1916 г. в Кабардино-Балкарии. В 1939 г. окончил Московский машиностроительный институт по специальности «Механическая обработка металла» с квалификацией «инженер-механик». Защитил кандидатскую диссертацию в 1967 г. Ученая степень доктора педагогических наук присуждена в 1979 г.
С 1933 по 1941 г. работал на заводе «Красный пролетарий», последовательно пройдя путь от рабочего-разметчика, инженера-технолога до начальника объединенного участка по освоению шестишпиндельного вертикального полуавтомата (типа «Буллард») для тракторного, автомобильного и авиационного производств. На заводе участвовал в создании первых отечественных токарно-винторезных станков «ДИП».
С 1941 г. работал техническим инспектором в Народном комиссариате тяжелого машиностроения по контролю качества выпускаемых металлорежущих станков.
С 1948 г. возглавлял лабораторию подготовки рабочих металлообрабатывающих и деревообрабатывающих профессий в отделе научно-исследовательских работ Министерства трудовых резервов СССР; с 1953 г. – заместитель начальника учебно-методического управления Министерства трудовых резервов СССР.
С 1968 по 1974 г. заведующий научно-методическим отделом и заместитель директора Всесоюзного научно-методического центра по организации труда и управления производством (ВНМЦ) Госкомтруда СССР.
Заслуженный работник профтехобразования СССР и РСФСР. Своими сподвижниками и учителями считает таких ученых, как К.К. Платонов, М.Н. Скаткин, С.Я. Батышев. К наиболее преуспевающим ученикам относит А.Т.Маленко, П.Н.Новикова, Абдель Аль Хасана Мансура (Египет).
Основные исследования посвящены проблемам профтехобразования и подготовке кадров в этой системе. В основу системы производственного обучения ставит два важнейших элемента профессии – приемы труда и виды работы. Такая система производственного обучения названа Катхановым К.Н. приемо-комплексно-видовой (ПКВ). В этом названии раскрывается важнейшая сторона производственного обучения – необходимость прочногоовладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего сочетания приемов между собой, вплоть до образования комплексов. Установлена взаимосвязь и взаимодействие педагогических, технических и экономических факторов подготовки квалифицированных рабочих. Переход учащихся на изготовление сложной продукции, освоение новых машин, изделий сопровождается возрастанием влияния технических и технологических факторов.
В последние годы исследовал педагогические проблемы производительного труда, в частности содержание, задачи педагогики производительного труда. Основными задачами педагогики производительного труда считает: разработку и обоснование методологических и теоретических основ соединения обучения с производительным трудом; выявление этапов, особенностей производительного труда учащихся, определение требований к подготовке и воспитанию квалифицированных кадров, разработку современных аспектов теории производительного труда и производственного обучения; обоснование особенностей (уровней) производительного труда учащихся; определение показателей и критериев педагогической эффективности производительного труда учащихся; создание системы производственного обучения в соответствии с современными социально-экономическими условиями жизни; выявление и обоснование взаимосвязи и взаимодействия педагогических, технических и экономических факторов подготовки квалифицированных рабочих и др. Принципиальными критериями подбора учебно-производственных работ считает: комплексность объектов труда, разноматериальность, разносложность, профессиоемкость, товарность, технологичность, безопасность.
Соч.: Педагогические проблемы производительного труда учащихся в профессионально- технических училищах. – М., 1973; Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. – М., 1987; Обучение скоростному точению металлов. – М., 1950. – (В соавт. с А.Д. Ботвинниковым); Методика производственного обучения. – М., 1953. – (В соавт.); Организация и методика производственного обучения: Учебник для индустриально-педагогических техникумов и повышения квалификации мастеров производственного обучения. – М., 1978.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.