КАТАХРЕЗА

Найдено 1 определение
КАТАХРЕЗА
или КАТАКРЕЗА (от греч. κατάχρησις — ‘злоупотребление’), — сочетание противоречивых, но не контрастных по природе слов, одно из которых — в переносном значении, представляющих своеобразное смысловое единство и создают образ, напр.: В варёную круто погоду, / В самый жареный час, / Сырая масса народу / В песке на пляже пеклась (О. Григорьев).
В риторике и стилистике нет единой точки зрения на природу К. как стилистической фигуры. Термин «катахреза» берёт свои истоки из старой риторики, где он служил общим обозначением для всех тропов. Квинтилиан был одним из первых, кто заговорил о необходимости отличать К. от метафоры.
К., призванная восполнить пробел в словаре буквальных наименований, не является ни метафорой, ни метонимией, но имеет метафорическое либо метонимическое происхождение.
При изучении К. метафорического происхождения можно опереться на классификацию метафор и выделить К., в основе которых лежат основные виды метафоры: адъективная, генитивная и глагольная: всё равно почему-то верю со смирением желторотым (Т. Бек); как ты зрачками юркнул (И. Елагин).
Тот же самый процесс наложения одного стилистического явления на другое, а именно на К., можно проследить и в случае с метонимией: вислоухую псину из ласковой миски корми (Т. Бек).
К отдельной группе относятся К.-парадоксы, обладающие всеми признаками катахрестического словосочетания и не имеющие связи ни с метафорой, ни с метонимией. К.-парадоксы образуют новые значения по принципу вложения структур. Т.е. на место управляемого признака в структуре одного члена катахрезного сочетания ставится вся структура другого члена. При этом противоречие сохраняется, напр.: А ты, кто вгонял меня в плесень, / Отпрянешь от света и песен (Т. Бек).
К. за счёт сильного тропеического аспекта многозначна. Однако структура К. ставит её в один ряд с фигурами. Ведь она никогда не бывает представлена одним словом, это бинарное сочетание, основанное на взаимодействии предметно-логического и эмоционального значения его составляющих.
Катахрезными отношениями могут быть затронуты почти все части речи в разных сочетаниях, самыми продуктивными из которых являются существительные и прилагательные: в зеленой слепоте стоят леса (В. Волков). Отношения, характерные для К., могут выходить за рамки бинарного словосочетания. Довольно частотны «цепные» К., где количество элементов может быть неограниченным и определяется оригинальностью авторского воображения и замысла: 2 элемента («классическая» катахреза): Почётный доктор бушлатных прав (И. Елагин); 3 элемента: О, как больно сияют и крупно на полянах лепёшки навоза (Т. Бек) и т.д.
В семантической структуре катахрезных сочетаний, имеющей несколько тематических групп лексем, наиболее полно и ярко представлены две группы: «оригинальные понятия» и «чувства и эмоции».
Т.о., благодаря сильной семантической, морфологической и структурной обусловленности, К. выступает некой переходной формой от тропа к фигуре. С тропами К. роднит то, что она показывает образное употребление слов, словосочетаний, служит описанию. С фигурами её объединяет способность повышать выразительность речи и усиливать её эмоциональность при помощи особых синтаксических построений.
К. как эффективный стилистический приём наиболее характерна для поэтических текстов.
Лит.: Береговская Э.М. Материалы к словарю «Выразительные средства языка и речи» // Риторика – Лингвистика. Выпуск 5: сб. ст.. Смоленск, 2004; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: на материале русской худож. литературы ХVIII—ХХ вв.: в 2-х т. М., 1999; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; ЭВСРЯ. М., 2005.
О.Л. Якутина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.