«Набор листков из плотной бумаги одинакового размера с изображёнными на них фигурами или очками четырёх мастей, служащий для игры» (Словарь, 1956–5, 828). Гадать на картах.
О конце 1970-х гг.: «Старшие девочки на даче в Лианозово пробовали гадать и меня учили. Толкования были записаны в специальных тетрадках. Очень сложные. Я запомнила, что черные шестерки к поздней дороге, а красненькие – к ранней… Но это не главное. Главное загадать, что ты – дама, а он – король. Любит или не любит. Гадаешь на короля. Понятно? Но вот этого я не понимала. Короли были толстыми бородатыми дядьками. При чём тут “любит – не любит”!» (Метелица, 2005, 88).
О девочке во вт. пол. 1980-х гг.: «Первый раз на мальчишек мне погадала подруга моего сродного брата. Это было тогда, когда я уезжала с сестрой к бабушке в Кемеровскую область в г. Мариинск. Гадание было на картах. [Описание видов гадания.] 1. Гадание называлось “Как он к тебе относится?” Выбрасываются карты одна за другой. Если выпадают шестерки бубей и червей, то боится, если крести и вини, то раздражает, семерки – боится встречи с тобой, восьмерки – ревнует, девятки – любит, валет – нравится, дама – ненавидит, король – переменит отношение к тебе, туз – если черви, буби, то влюблен, а если пики, крести, то издевается. 2. А ещё другое гадание на картах. “Любит? Не любит?” Раскладываются карты девять колод по три ряда. Раскладывается вся колода. Затем сверху, слева направо открываются первые карты. Нужно по порядку брать карты, у которых совпадают цифры. И если все карты совпадут (брать нужно по две). Например, две шестерки убираем, а на их месте, когда придет очередь, открываем снова первую карту. И так пока вся колода не совпадёт. Если совпала, то любит, а если нет, то нет. 3. Выбрасывается карта из всей колоды. Гадание называется “Есть ли у него другая”. Если выпадает шестерка – много, семерка – только ты, восьмерка – нет, девятка – первая и последняя, десятка – может быть, валет – ты не первая и не последняя, дама – было, но он не любил, король – сходит от тебя с ума, туз – ты одна единственная» (499). Сидеть на картах при гадании.
О вт. пол.. 1970-х гг.: «…“Сидеть на картах”. Что это значит: когда мы с подругами собирались и гадали на картах, [то] прежде чем гадать, надо было посидеть на картах, чтобы они “говорили” правду. Мы в это верили, что если посидит целованный, то правды не жди…» (479). Играть в карты для развлечения.
О 9–14-летней девочке в 1914–1919 гг.: «У нас в доме и прежде иногда играли в карты: то преферанс составлялся, то винт. Играли и мама, и бабушка Надежда Николаевна, и дядя Володя. С нами детьми, тоже играли в разные невинные игры – в “свои козыри”, “Акульку” (она же “ведьма”), “подкидного дурака”, “комбинацию”» (Панова, 1980, 68).
О 1970-х гг.: «В тёплое время года все свободное время [девочка] проводила на окрестных крышах. Там можно было много чего делать: загорать, играть в карты, курить, рассказывать всякие истории» (Коршунова, 2004, 9). Играть в карты на материальный выигрыш.
О начале 1940-х гг.: «Играли мы, конечно, и в карты, но не на деньги, а на те же стречки, спички, вяленую галаночную или репную пареницу, либо на стручки зеленого гороха, когда приходило лето. На гороховые стручки была самая безопасная, хотя и азартная картежная игра» (Белов, 2002–2). Играть в карты на выполнение желания.
О девочке 14–20 лет в с. Кундравы Чебаркульского рна Челябинской обл. в 2001–2007 гг.: “Лет с 14 я и мои друзья начали играть в карты на желание. Обычно играли в “дурака”. Кто проигрывал, тот и исполнял желание – по договоренности, или одно желание от всех игроков, или каждый загадывал своё. Часто желания носили унижающий характер, то есть проигравший должен был что-то прокричать (например: “Я дурак, я вижу море, осторожно, вон корабль”) или сделать в общественном месте (попрошайничать) и пр.» (141). Играть в карты на раздевание.
О с. Понькино Шадринского р-на в 1980-е гг.: «Играли на раздевание в карты в дурака. Кто дурак, тот что-нибудь снимает. Но раздевались не сильно, так, например: носки, верхнюю кофту, часы, цепочку, заколку. Ну, а парни, бывало, что и рубашку снимали. Затем игра под каким-нибудь предлогом заканчивалась» (514).
О конце 1990-х гг.: «Когда мне было 13 лет, в наш двор пришла новая забава – играть в карты на желание… В более старшем возрасте игра в карты на желания перешла в игру в карты на раздевание» (012). Карты с эротическими изображениями.
О школьниках в конце 1980-х гг.: «Приносили они [мальчики] карты с изображением “голых баб” и показывали их нам [девочкам], смеясь при этом. Или вырезали из журналов и клали на парты или молодой учительнице на стол. Мы смущали[сь], краснели и хихикали» (489).
214.75 кб
Использование геоинформационных систем в современном географическом образовании на примере карты рас
В статье приводятся возможности использования геоинформационных систем в географическом образовании на примере механизма построения карты ареала