КАПРИЗЫ детские

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Капризы детские
особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

КАПРИЗЫ ДЕТСКИЕ
особенности поведения ребенка, выражающиеся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Могут носить характер случайных, эпизодических проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребенка. Основная причина – неправильное воспитание.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КАПРИЗЫ детские
особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. У маленьких детей К, сопровождаются обычно внеш. проявлениями недовольства и раздраженности: плачем, двигат. перевозбуждением. К. могут носить характер случайных, эпи-зодич. проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребенка. В тенденции к К. в известной мере сказываются не-к-рые возрастные особенности детей раннего, дошк. и мл. шк. возраста — неокрепшая нервная система (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением), слабая воля, эмоц. возбудимость, впечатлительность. Однако осн. причина К. — неправильное воспитание. Чаще всего К. являются привычной реакцией избалованного ребенка, выросшего. в атмосфере неразумной любви, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его прихоти беспрекословно выполняются. Но нередко К. — своеобразная форма протеста ребенка против деспотич. и необоснованного подавления его развивающейся самостоятельности и инициативы со стороны взрослых (особенно родителей). Эпизодич. К. возникают часто в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными или многообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.
Осн. путь предупреждения К. — разумная организация жизни и деятельности ребенка, здоровая атмосфера и нормальные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность, выработка привычки считаться с мнением и интересами др. людей. Важное значение имеют меры, направленные на укрепление нервной системы, — соблюдение режима сна, питания, устранение избытка впечатлений и т. д. Для преодоления К. не следует прибегать к угрозам, насилию. Попытка «сломить силой» К. ребенка, как правило, приводит к еще большему перевозбуждению или даже потрясению нервной системы (особенно если К. имеет объективную причину). Для преодоления К. обычно рекомендуются следующие приемы: отвлечение ребенка от того, что стало причиной К., и переключение внимания на др. объект; спокойное игнорирование К. ребенка, т. к. К. часто поддерживается именно вниманием взрослых; в нек-рых случаях полезен метод «естественных последствий», когда взрослые позволяют ребенку испытать неприятные последствия К. (если К. не наносит ущерба его здоровью и не вредит окружающим) Важное значение имеет форма требования, с к-рым взрослые обращаются к ребенку, — доброжелательность, тактичное внушение, руководство поведением, в известной мере создающее иллюзию действия «по собственному желанию», поддержание разумной самостоятельности и инициативы.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия