Кабинет учебный

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
помещение в школе для проведения учебных и внеклассных мероприятий по определенному учебному предмету.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Кабинет учебный
учебно-вспомогательное, специально оборудованное помещение в организациях образования, в котором проводятся уроки и другие виды учебных и дополнительных занятий, а также методическая работа учителя.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
учебновспомогательное помещение в образовательном учреждении, в котором проводятся уроки и другие виды учебных занятий, занятий кружков и другие виды внеклассной работы по определенному учебному предмету.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Кабинет учебный
учебно-вспомогательное помещение в образовательном учреждении, в котором проводятся учебные занятия, занятия кружков и другие виды внеклассной работы по определенному учебному предмету (или нескольким смежным предметам), а также методическая работа соответствующего методического объединения учителей. Для проведения учебных занятий в К. у. должно быть надлежащее оборудование: литература, кино-, теле-, видео- и радиоаппаратура, приборы и инструменты, разнообразные учебные пособия. Для проведения методической работы К. у. комплектуется методической литературой, методическими разработками, описаниями лучших уроков, материалами по планированию и т. д.

Источник: Словарь по технологиям обучения

КАБИНЕТ учебный
помещение в школе для проведения учебных и внеклассных занятий по определенному учебному предмету (или нескольким смежным). Согласно учебным планам и программам, К. оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В Рос. Федерации разработаны и периодически обновляются типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда учителя и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, школьной гигиены, техники безопасности и т.д. Поэтажное размещение К. осуществляется обычно с учетом целесообразности функционирования на одном этаже К. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естественно-математическому и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетическому воспитанию и т.д. В малокомплектных школах целесообразно создавать объединенные К. для занятий по родственным предметам (например, физике, химии и биологии; биологии, химии и географии). См. также Класс

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
помещение в профессиональном учебном заведении для проведения учебных и внеурочных занятий по определенному учебному предмету (или нескольким предметам). Согласно учебным планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. Для профессиональных учебных заведений разработаны и периодически обновляются типовые перечни учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и учебного оборудования для наиболее массовых и типовых К.у. Кабинетная система организации учебно-материальной базы профессионального образования стала широко распространяться с 60-х гг., хотя К.у. общетехнических и специальных предметов создавались издавна в любом профессиональном учебном заведении.
Каждый К.у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест преподавателя и учащихся, для хранения и использования средств обучения (специализированные шкафы, монтируемые из секций различного назначения, стенды, демонстрационные столы и т.п.). Одним из требований к планировке К.у. является соответствие санитарно-гигиеническим нормам к освещению и обеспечение выполнения правил безопасности, особенно в кабинетах, связанных с использованием электроэнергии, газа, химических реактивов (см. Рабочее место преподавателя).
Одной из важных проблем организации К.у. является размещение и использование технических средств обучения с учетом специфики предмета и фонда этих средств. При ограниченном количестве экранно-звуковых средств, компьютерных средств и других ТСО наиболее экономичным является создание в учебном заведении мобильного фонда ТСО путем создания кабинетов ТСО, компьютерных классов, лингафонных кабинетов, кабинетов программированного обучения. Особое внимание уделяется оформлению интерьера К.у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требованиям эстетики.
Особенностью организации и функционирования кабинетной системы в профессиональных учебных заведениях является широкое привлечение учащихся к оснащению и техническому обслуживанию К.у. При К.у., прежде всего по общетехническим и специальным предметам, работают технические кружки, в которых учащиеся конструируют иизготовляют специальные наглядные пособия, стенды, учебные установки, макеты, модели, другие средства обучения, осваивают применение компьютерной техники при изучении предмета. Этому во многом способствует наличие в учебных заведениях учебно-производственных мастерских с необходимым оборудованием.
Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда преподавателей и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, гигиены, техники безопасности, экономики и т.д.
Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К.у. к особенностям труда преподавателя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К.у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положительной эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся).
Лит.: Дрига И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. – М., 1986; Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М., 1980.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КАБИНЕТ УЧЕБНЫЙ
помещение в школе для проведения уч. и внеклассных занятий по определенному уч. предмету (или неск. смежным). Согласно уч. планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. В Рос. Федерации разработаны и периодически обновляются типовые перечни уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школы.
В первые годы становления сов. общеобразоват. школы проектировались и создавались кабинеты родного языка, обществоведения, иностр. языка, математики и др., как правило для ст. классов. В них размещались необходимые уч. пособия, оборудование, инструменты, лит-ра и проводились консультации, индивидуальные занятия со школьниками, самостоят. занятия. Уч. занятия (уроки) со всем классом шли лишь в кабинетах химии, физики, биологии, в 7-летних (8-летних) школах — в едином К. у. естествознания. Уроки по др. уч. предметам до 1965 в течение всего уч. года проводились в классных помещениях, закрепленных за каждым классом. Со 2-й пол. 60-х гг. в общеобразоват. школах стала распространяться кабинетная система обучения.
Планировка К. у. должна соответствовать сан.-гигиенич. нормам и обеспечивать выполнение правил техники безопасности (особеннов К. у. физики, химии, биологии, трудового обучения, информатики и вычислит, техники). Каждый К. у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест учителя и учащихся, для хранения средств обучения (специализиров. шкафы, монтируемые из секций разл. назначения).
Одной из важных проблем организации К. у. является размещение и использование ТСО с учетом специфики предмета и фонда экранно-звуковых средств. При ограниченном кол-ве проекционных аппаратов наиб. экономичным является создание в школе мобильного фонда ТСО.
Особое внимание уделяется оформлению интерьера К. у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требований эстетики. Экспозиция К. у. может быть сменной и постоянной. Постоянную экспозицию составляют справочные таблицы, карты, портреты и т. д. Во избежание перегрузки сменной экспозиции нек-рые материалы (крае-ведч. работы, газеты и др.) можно выносить в коридор или рекреации.
Кабинетная система занятий повышает эффективность уч.-воспитат. работы, способствует науч. организации труда учителя и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, шк. гигиены, техники безопасности, экономики и т. д. В целом она представляет собой одну из составных частей уч.-материальной базы школы: объединяет К. у., предусмотренные уч. планом и программами и взаимодействующие на основе межпредметных связей. При реализации кабинетной системы организации занятий обращается внимание на рациональное распределение площади шк. здания. Поэтажное размещение К. у. осуществляется обычно с учетом целесообразности функционирования на одном этаже К. у. по родственным предметам и организации своеобразных центров по естеств.-ма-тем. и гуманитарному циклам, трудовому обучению, эстетич. воспитанию, а также с учетом удобства и экономичности подводки разл. коммуникаций. В малокомплектных школах целесообразно создавать объединенные К. у. для занятий по родственным предметам (физике, химии и биологии; биологии, химии и географии и т. д.).
Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эргономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К. у. к особенностям труда учителя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К. у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления положит. эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся). Пед. эффективность использования К. у. в целом зависит от рациональности метод. приемов и отбора средств обучения по отд. вопросам, темам и курсу и определяется эксперим. проверкой.
Лит.: Шаповаленко С. Г., Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, M.; Д p и — га И. И., Кабинетная система в общеобразоват. школе, M.; Назарова Т. С., Совершенствование и развитие кабинетной системы, СП,1982, № 6. См. также лит. при статьях об отд. уч. предметах.
Т. С. Назарова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
173.22 кб

Физический кабинет Казанской духовной академии как учебный музей

Лобачева Е. Э.
В XVIII-XIX вв. музей активно осваивал сферу образования. Реализация этой функции привела к возникновению учебного музея.
Читать PDF
355.60 кб

Роль материальной базы школьного кабинета химии в активизации учебного процесса

Давыдова Г. Ф., Бърдякова И. П.
Читать PDF
69.04 кб

Реализация эргономического подхода в информационно-предметной среде учебного кабинета вуза

Баетова Динар Рахметуловна
В статье предлагается реализация эргономического подхода через соблюдение пед агогико-эргономических требований к информационно-предметной среде учебного кабинета вуза.
Читать PDF
534.89 кб

Учебно-методический кабинет в структуре и взаимодействии по непрерывному последипломному образованию

Крючкова Наталья Юрьевна
Последипломному образованию сестер.
Читать PDF
166.30 кб

Организация работы учебно-методического кабинета по совершенствованию деятельности сестринского перс

Фомина Н. А., Зорина Е. В., Горбач Н. А.
В работе представлены результаты исследования по обоснованию оптимизационной модели последипломной подготовки на базе многопрофильного лечебно-профилактического учреждения, а также эксперимента по определению эффективности ее испо
Читать PDF
104.05 кб

О роли учебных лабораторий и учебно-методических кабинетов в организации самостоятельной деятельност

Иванов Олег Владимирович, Глазунов М. А.
Одним из важнейших условий реализации идей компетентностно-деятельностного подхода является организация самостоятельной работы студентов, под которой мы понимаем учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководст
Читать PDF
341.93 кб

Современный кабинет математики как центр научно-методической и учебно-воспитательной деятельности уч

Утеева Роза Азербаевна, Гержан Елена Евгеньевна
Статья посвящена обсуждению роли современного кабинета математики в условиях модернизации системы математического образования в общеобразовательной и высшей школе.
Читать PDF
409.63 кб

Облачно ориентированная учебная среда школы: от кабинета до виртуальных методических предметных объе

Литвинова Светлана Григорьевна
Материалы данной статьи посвящены исследованию развития облачно ориентированной учебной среды (ООУС), созданию личного виртуального кабинета учителя-предметника и формированию виртуальных методических предметных объединений учител
Читать PDF
657.44 кб

Использование учебно-методического кабинета в организации внеучебной самостоятельной работы студенто

Довгяло Валерий Казимирович
Данная статья посвящена организации самостоятельной работы студентов образовательных организаций ВПО, как ведущей форме организации учебного процесса.
Читать PDF
153.77 кб

Использование возможностей многофункционального интерактивного учебного кабинета-полигона с целью по

Задорожный А.В.