КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

Найдено 1 определение
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Кабардино-Балкарская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 12,5 тыс. км2. Нас. 760 тыс. чел. (1989), в т. ч. 48,2% — кабардинцы, 9,4% — балкарцы. Столица — Нальчик.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 702 чел.). В отраслях экономики занято св. 140 тыс. специалистов, в т. ч. св. 47 тыс. с высшим и св. 93 тыс. со средним спец. образованием. С кон. 17 в. с распространением ислама стали создаваться мектебы. До нач. 19 в. это был единств, тип уч. заведения на терр. Кабардино-Балкарии. Первое светское уч. заведение для уроженцев края — аманатская школа открылась в рус. крепости Нальчик в 1820. Здесь в 1828—29 преподавал кабард. просветитель Ш. Б. Ногмов. В рус. станицах с 1848 создавались одноклассные школы. В 1851—52 работала нач. Нальчикская горская школа. В 1860 в Нальчике организованы 3-классная окружная горская школа (приравнивалась к уездным уч-щам) и нач. жен. уч-ще. В 70-х гг. открылись сел. школы, в т. ч. аульные. Подготовка учителей для них велась на курсах при окружной школе. В нач. 20 в. имелось 22 министерских уч-ща, 7 приходских школ; нек-рые станичные школы были преобразованы в 2-классные.
С 1909 на базе окружной школы открыто реальное уч-ще. В 1907 было основано Об-во распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа. В 1865 кабард. просветитель К. Ата-жукин издал первую кабард. азбуку, использовав алфавит на рус. графич. основе, предложенный П. К. Усларом. Атажукин разработал опытную методику преподавания родного языка, перевел неск. рассказов из «Детского мира» Ушинского; рекомендовал кабардинцам изучать рус. язык. Преподавание родного языка пытались ввести в шк. практику М. М. Фанзиев, Н. А. Цагов, X. У. Эль-бердов, составившие неск. уч. пособий. Балкар. алфавит разрабатывал в нач. 20 в. И. Абаев. Распространению просвещения содействовали инспектор Кавказского уч. округа Л. Г. Лопатинский, составивший кабард. грамматику (1891) и рус.-кабард. словарь, рус. учителя В. Г. Варлыгин, Л. Н. Воробьева (начала шк. обучение девушек-горянок) и др.
По переписи 1897. грамотность на рус. яз. составляла 0,7% среди кабардинцев и 0,3% среди балкарцев. Грамотой на др. языках владели 3,1% кабардинцев и 1,1% балкарцев. В 1914/15 уч. г. насчитывалось 112 разл. уч. заведений с 6,5 тыс. уч-ся, в т. ч. 1,7 тыс. кабардинцев и 85 балкарцев.
После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. В 1920—21 разработаны новые варианты кабард. и балкар. алфавитов (с 1936—37 на рус. графич. основе). С 1923 печатались шк. учебники на этих языках. В 1923 создана областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Возникли ячейки об-ва «Долой неграмотность!». В 1925 работало 417 пунктов ликбеза, в т. ч. 78 школ взрослых (всего 5 тыс. уч-ся, в т. ч. 1,2 тыс. женщин). В 1929—31 проведены 3 культпохода, в результате к-рых ликвидирована массовая неграмотность во мн. р-нах.
В 1921 было 65 нач. школ (2,6тыс уч-ся), в 1924 — 170 (14 тыс. уч-ся). В сер. 1920 открылись учительские курсы. Сов. школе пришлось преодолевать недоверие населения к светскому образованию. Значит. вклад в создание новой школы внесли организаторы нар. образования X. Камбиев, К. Максидов, учителя Эль-бердов, Л. Т. Куготов. Важную роль в развитии нац. культуры сыграл Ленинский уч. городок (1923—36), организованный в Нальчике. В его составе работали первые в области средние спец. уч. заведения: пед. уч-ще (1923), Терский с.-х. техникум (1927; ныне — в Прохладном), мед. уч-ще (1932). В этом уч. городке получили образование ок. 6 тыс, специалистов; св. 2 тыс. чел. прошли курсовую подготовку. В 1932 открыт Каб.-Балк. пед. ин-т (Пятигорск; с 1937 в Нальчике), в 1934 — учительский ин-г при нем.
С 1930 вводилось всеобщее нач. обучение. В 1932 работало 212 школ 1-й ступени (34,9 тыс. уч-ся), 36 школ 2-й ступени (3,7 тыс. уч-ся), 28 ШКМ, 5 школ ФЗО, 5 техникумов. В 30-х гг. была развернута сеть дошк. учреждений (первые дет. сады и площадки появились в 1920). В 1937 началось введение обязат, 7-летнего обучения. В 1940 в 248 школах было 75 тыс. уч-ся; работало 2,7 тыс. учителей, в т. ч. св. 800 кабардинцев и 260 балкарцев. В годы Великой Отеч. войны Значит. число школ разрушено фаш. захватчиками. После освобождения терр. республики Сов. Армией балкарцы в результате необоснованных репрессий были выселены из родных мест; закрылись школы и классы с преподаванием на балкар. языке. В 1950/51 уч. г, в 244 школах училось св. 71 тыс. чел.
С 1957 открылись балкар. школы (ев, 2,5 тыс. уч-ся). В 50-х гг. К.-Б. стала республикой сплошной грамотности. Увеличилось число студентов и учащихся ср. спец. уч. заведений из молодежи коренных национальностей. В 1963 осуществлен 8-летний всеобуч. В 70-х гг. завершен переход ко всеобщему ср. образованию.
В нач. 90-х гг. в дошк. учреждениях было 48 тыс. детей. Охват детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составил 48,2%. Св. 100 дет. садов вели воспитат. работу на кабард. или балкар. языках. В 1992/93 уч. г. в 246 дневных общеобразоват. школах (в т. ч. в 209 средних) училось ок. 130 тыс. чел.: в 7 вечерних (сменных) — 1,5 тыс. чел. В школах занято св. 9 тыс. учителей (св. /г из них — представители местных национальностей); св. 70% — специалисты с высш. образованием. Имеются 4 школы для детей с недостатками физич. и умственного развития. В 147 школах на нач. ступени преподавание ведется на кабард. яз. (для 16,5 тыс. уч-ся) и на балкар. яз. (для 1,6 тыс.). Эти языки изучаются как предмет в ср. и ст. классах в курсе «Родной язык и лит-ра» (кабард. — св. 57 тыс. уч-ся, балкар. — св. 10 тыс. уч-ся). Имеется школа с обучением на осет. яз. В 40 школах работают кружки и факультативы по изучению родного языка. Среди работников школ 30 засл. учителей школы РСФСР, св. 100 засл. учителей школы Кабардино-Балкарии. Работает св. 30 внешк. учреждений, охватывающих ок. 26 тыс. чел. Для повышения квалификации педагогов имеется ИУУ (осн. в 1939), сеть метод. кабинетов.
В нач. 90-х гг. св. 69% выпускников ср. школ продолжали образование в разл. дневных уч. заведениях. Проф.-тех. образование дают 19 ПТУ (ок. 10 тыс. уч-ся). В ПТУ продолжается изучение предметов регион, цикла, в т. ч. языков. Действуют 10 ср. спец. уч. заведений (8,7 тыс. уч-ся); в них занято 680 преподавателей, в т. ч. 620 с высшим образованием. Имеются пед., культ.-просвет. и муз. уч-ща. В республике 2 вуза — Каб.-Балк. ун-т (осн. в 1957 на базе пед. ин-та; в 1992 — 10 ф-тов) и Каб.-Балк. агромелиоративный ин-т (1981), в к-рых учатся св. 11,5 тыс. студентов. Лит-ру на кабард. и балкар. языках для школ и др. уч. заведений выпускает изд-во «Эльбрус» (осн. в 1928) в Нальчике.
Лит.: Копачев И. П., Развитие шк. образования в Кабардино-Балкарии (XVIII в. — 30-е гг. XX в.), Нальчик, 1964; Чеченов Ш. Ш., Осуществление ленинской программы нар. образования в Каб.-Балк. АССР, Нальчик, 1971; 60 лет Каб.-Балк. АССР, Нальчик, 1981.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
169.85 кб

Гачевские чтения в Кабардино-Балкарии

Кучукова З.А., Тетуев Б.И.
Статья, написанная в жанре хроники, посвящена обзору научной конференции «Национальные образы мира в художественной культуре» в г. Нальчике 24-26 октября 2014 г.
Читать PDF
281.94 кб

Ислам в Кабардино-Балкарской республике

Аккиева С.
Читать PDF
176.38 кб

Анализ безработицы в Кабардино-Балкарской республике

Шокумова Р. Е., Башиева Л. А.
В данной статье рассмотрена одна из наиболее актуальных в настоящее время проблем – проблема безработицы и ее динамики в Кабардино-Балкарской Республике, уровень безработицы в регионе.
Читать PDF
309.45 кб

Экологические черты фольклора кабардинцев и балкарцев

Шауцукова Людмила Хажсетовна, Галимова Наиля Вагизовна
Главной проблемой исследования является культура традиционного фольклора, основанного на национальном понимании этнографической действительности, которая предполагает рассмотрение экологических черт художественной деятельности каб
Читать PDF
258.56 кб

Современная художественная культура Кабардино-Балкарии

Лях Валентина Ивановна, Сатрачева Марина Зейтуновна
В статье рассматривается современное состояние художественной культуры Кабардино-Балкарской Республики.
Читать PDF
169.36 кб

Классическому университету Кабардино-Балкарии - 85 лет

Читать PDF
361.34 кб

Кризис власти в Кабардино-Балкарии в августе 1991 года

Шорова Марьяна Будёновна, Котепахов Алихан Хазреталиевич, Погорова Зулейхан Ибрагимовна
Статья посвящена исследованию влияния путча 1991 г. на этнополитическую обстановку в Кабардино-Балкарской Республике.
Читать PDF
1.05 мб

Фольклор как форма этнокультуры кабардинцев и балкарцев

Галимова Наиля Вагизовна
В статье рассматриваются наиболее характерные черты фольклора кабардинцев и балкарцев: музыкально-поэтического творчества, обрядовых и других явлений.
Читать PDF
1.95 мб

Миграционные процессы в Кабардино-Балкарской Республике

Дадова З.И.
В статье рассматривается актуальная проблема миграционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике.
Читать PDF
337.20 кб

Социокультурные аспекты самоубийств в Кабардино-Балкарии

Кажаров М. Х.
On the basis of analysis of documentation, the author has studied sex and age characteristics of completed suicides in their relationships to other autodestructive behaviors and main parameters of the quality of life in the Kabard
Читать PDF
284.80 кб

Кабардино-Балкария в поисках религиозного мира (окончание)

Филатов С.
Читать PDF
173.38 кб

Эпиднадзор за бруцеллезом в Кабардино-Балкарской республике

К.Х. Хацуков, Ю.В. Кудрявцев, О.И. Жанукуев
Читать PDF
262.93 кб

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В НАЧАЛЕ XXI В

Тетуев А.
«Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН», Элиста, 2015 г., № 1, с. 33-38.
Читать PDF
211.54 кб

Культура, история, традиции в работах поэтов Кабардино-Балкарии

Курманова Л. М.
Читать PDF
332.88 кб

Эпидемическая оценка тениаринхоза человека в Кабардино-Балкарии

Биттиров А. К., Сарбашева М. М., Жекамухова М. Х., Чилаев С. Ш., Биттиров А. М.
Изучено распространение тениаринхоза чело-века на юге РФ. В Кабардино-Балкарской Рес-публике активно функционируют сельские и го-родские очаги тениаринхоза.