Языковые функции

Найдено 1 определение
Языковые функции
различные стороны речевого сообщения, понимаемые как реализация разных возможностей или свойств речевого акта, актуализирующего потенциальные свойства соответствующих средств языка".[33] Выделяют следующие языковые функции[34]: 1) коммуникативная функция - обеспечивает передачу информации в процессе общения; 2) мыслительная (когнитивная) -обеспечивает формирование и формулирование мыслей; 3) познавательная (аккумулятивная, накопительная) - служит передаче знаний посредством оперирования понятиями; 4) номинативная (назывная) - нужна для закрепления знания в слове; 5) регулятивная - обеспечивает воздействие говорящего на адресата, выражает просьбу, приказ, предостережение, запрет, совет, убеждение, и др.; 6) фатическая (контактоустанавливающая) - функция установления контакта со слушателем (собеседником); 7) этническая функция - помогает национальному самоотождествлению и формированию национального самосознания; 8) эстетическая - служит направлению внимания на форму сообщения, превращает текст в произведение искусства; 9) эмоционально-экспрессивная - позволяет выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания; 10) магическая (заклинательная) функция - реализуется при исполнении ритуальных видов текстов, активизирует бессознательные процессы. Выделяют также следующие языковые функции: репрезентативную - "определяющую речевой акт в его отношении к референту, или предмету мысли; обеспечивающую ориентированность высказывания на предмет ( а не на участников речевого акта) ";[35] манифестативную - обеспечивающую отношение сообщения к говорящему и слушающему; метаязыковую - позволяющую говорить о самом языке. Различные теории языка создают разный иерархический перечень языковых функций. Структуралист Р. Якобсон, изучая взаимоотношения языка и "бессознательного", подчеркивает, что "сознательные процессы далеко не исчерпывают всего содержания психики, и кроме этих процессов в человеке совершается нечто иное, что собственно протекает вне сознания и тем не менее оказывает решающее влияние на все содержание психической жизни. Такова установка". Теория установки грузинской психологической школы считает "сознательные и бессознательные переживания соподчиненными и в равной мере необходимыми" в той системе, которой является язык.[36] "Опираясь на общую модель акта коммуникации, Р.Якобсон намечает шесть основных функций языка в зависимости от принятой установки, что позволяет определить и место поэтического языка: 1) установка на отправителя-адресанта ( в частности, передача его эмоций), которой отвечает эмотивная функция; 2) установка на адресата (стремление вызвать у него определенное состояние), отвечающая конативной функции [конатив - усиление]; 3) установка на сообщение (установка на его форму) - поэтическая функция; 4) установка на систему языка - метаязыковая функция; 5) установка на действительность -референтивная, иначе денотативная или когнитивная, функция; 6) установка на контакт - фатическая функция".[37]

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
795.84 кб

Понятие кода в моделировании языковой функции

Мальчукова Н. В.
Essential meaning of the concept of code in modeling of language function is shown. Importance of the interaction of different treatments of the concept of code is emphasized.
Читать PDF
111.03 кб

Личностные функции в структуре языковой личности

Милованова Л. А.
Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильноориентированного обучения иностранному языку.
Читать PDF
1.82 мб

Функции иностранных языков в истории культурного развития России

И. Е. Высотова, Н. П. Гальцова
Читать PDF
593.60 кб

Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта

Моисеева Елена Михайловна
Статья посвящена рассмотрению функций антонимических оппозиций в текстах К. Бальмонта. Антонимическая оппозиция рассматривается как значимая единица, способствующая отражению авторского мировоззрения.
Читать PDF
372.18 кб

Функции высшего профессионального образования в области иностранных языков

Богатырёва Марина Александровна
Лингвообразовательные функции детерминируются целями высшего профессионального образования.
Читать PDF
130.57 кб

Функциональная дистрибуция языков в области образования Республики Башкортостан

Искужина Н. Г.
Важнейшая задача образовательной политики Республики Башкортостан достижение нового качества воспитания и обучения, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, содействовало
Читать PDF
4.12 мб

Функции иностранного языка в формировании языковых компетенций будущих офицеров

Нургалиева Рузалия Миннагалиевна
Данная статья посвящена современному состоянию языковой подготовки курсантов в военном вузе. Раскрываются особенности, проблемы и функции иностранного языка для военных специалистов.
Читать PDF
1.15 мб

Проектное управление функциональным развитием языков: пример республики Татарстан

Гарипов Ягфар Закирович
Анализируется формирование баланса между языковой централизацией для обеспечения общегражданской идентичности и сохранением, развитием этнических родных языков.
Читать PDF
929.47 кб

Развивающая функция эмоционально-ценностного компонента содержания языкового образования

Татаринова Майя Николаевна
В статье дается характеристика развивающей функции эмоционально-ценностного компонента современного школьного образования. Отражена специфика реализации вышеназванной функции в преподавании предмета «иностранный язык».
Читать PDF
132.81 кб

Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника

Ермакова Елена Александровна
В статье представлена педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника, описаны составляющие данной модели: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный блоки и мот
Читать PDF
823.29 кб

Совершенствование функциональной грамотности дошкольника при освоении родного и неродных языков

Дарибаева Анаркул Ауелбековна, Толаметова Лола Маккамбаевна
В данной статье рассматривается актуальность и развитие функциональной грамотности дошкольника, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Читать PDF
180.00 кб

Функции универсальной профессиональной деятельности специалиста в области иностранных языков и культ

Бударина А. О.
Исследуются теоретические основания анализа функций универсальной профессиональной деятельности специалиста в области иностранных языков и культур, их значимости для изучения проблемы формирования универсального специалиста в совр
Читать PDF
593.18 кб

Структурно-функциональное моделирование процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой

Хлызова Наталья Юрьевна
В статье представлено описание понятия медиакомпетентности вторичной языковой личности и модель ее формирования на основе анализа медиаобразовательных моделей, созданных отечественными и зарубежными медиапедагогами в соответствии
Читать PDF
268.68 кб

Функциональные особенности языковой интуиции и условия ее использования в речевом развитии школьнико

Чибухашвили В. А.
В статье рассматриваются феномен языкового чутья (языковой интуиции) с позиций психологии, когнитологии и методики обучения русскому языку.
Читать PDF
151.25 кб

Митусова О. А. Функции образовательного пространства в формировании языковой личности: Монография. Р

Сухорукова Л. М.