ЯЗЫКОВАЯ МОДА

Найдено 1 определение
ЯЗЫКОВАЯ МОДА
один из регуляторов языкового поведения, обеспечивающий дифференциацию языковых средств по признаку престижности.
Я.м. — одно из проявлений моды как социального явления во всей его сложности и прихотливости. Этим понятием начиная с XIX в. пользовались этнографы, диалектологи (В.И. Даль, Д.К. Зеленин), лингвисты (А.А. Шахматов, Е.Д. Поливанов, О.А. Лаптева). О «модных словечках» писали специалисты по культуре речи, обычно с негативной оценкой (см. Модные слова).
Ям. выделяет из языковых средств модные в данный момент, делая их употребление престижным, массовым и в скором времени превращая в немодные (штампы), затем устраняя из обращения как старомодные. На каждом из этапов (модно — массово — старомодно) отмеченное модой языковое средство является знаком социальной принадлежности: к престижной языковой группе — к массе говорящих/пишущих — к группе с отсталыми языковыми вкусами. А сами модные языковые средства остаются для истории знаками времени.
Различая языковые средства «по степени модности», Я м. обеспечивает их постоянное обновление, перемещение в центр социального внимания и вкусовых предпочтений, отбирая их в связи с языковыми вкусами эпохи. Это касается всех сторон языка. Лучше других описана и осмыслена языковедами произносительная мода: хорошо известно, что в конце XVIII — первой половине XIX вв. в высших слоях общества модным было грассирование (р — как во французском) и упомянутая Пушкиным манера произносить «русский Н, как N французский». Ещё в большей степени Я м. влияет на словоупотребление. Прибегая к использованию модных слов, говорящие достаточно часто сопровождают их комментариями типа если воспользоваться модным/популярным словом; как сейчас модно/принято говорить, напр.: Постепенно эти люди стали руководителями, или, как сейчас модно говорить, топ-менеджерами. Заразительна мода на употребление цитат, связанная с престижностью автора или источника, с одной стороны, и актуальностью их содержания, с другой. Постоянные «поставщики» модных цитат — кинематограф, художественная литература, шоу-бизнес, реклама: Красота спасёт мир; Дорога, которая ведёт к храму. Надо помнить, что частое употребление превращает такие выражения в речевые штампы: О дороге, которая ведёт (или не ведёт) к храму, лично я уже слышать не могу. Сказавший это первым был гений. Или пророк. Но чего же мы талдычим, как попугаи, всё одно и то же? (Г. Ужова).
Я м.может быть общей и корпоративной, в последнем случае она становится средством демонстрации принадлежности к группе — возрастной, профессиональной, досуговой, что особенно характерно для оценочной лексики типа: блеск, сила, мощь, железно, законно, потрясно, бесподобно, клёво, классно, круто...
Использование модных языковых средств или сознательный отказ от них, сопровождающиеся Языковой рефлексией (см.) — свидетельство развитого языкового сознания, высокой речевой культуры.
Существуют словари модных слов, напр., словарь В.Л. Новикова, выдержавший два издания [Новиков 2005; 2011].
Фиксация модных слов, их исследование — важное направление современной лексикологии, социолингвистики и культуры речи (см. Модные слова).
Лит.: Ганиев Ж.В. О моде в произношении // Язык и общество. Саратов, 1977; Каминская Т.Л., Шмелёва Т.В. Гламур в языковом и медийном пространстве современной России // Russian Philology. Hyderabad, 2008. № 27; Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994; Новиков В.Л. Словарь модных слов. М., 2005, 2011.
Т В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
336.59 кб

Выразительные возможности модальных и временных логических языков

Гончарко Оксана Юрьевна
В статье рассматриваются модальные и временные логические системы, а также их применение в лингвистике и философии.