ЯСТРЕБЦОВ Иван Максимович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЯСТРЕБЦОВ Иван Максимович
1797-1869) — философ и педагог, деятель народного просвещения. Директор мужских гимназий в Гродно (1834-42) и Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия; с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии, а также статей и книг по вопросам педагогики и народного образования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЯСТРЕБЦОВ Иван Максимович
1797, Москва, - 5(17).1.1869, Динабург, ныне Даугавпилс, Латвия], философ и педагог, деятель нар. просвещения. Получил ср. духовное образование, однако в 1816 отказался от карьеры священнослужителя и поступил на мед. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1820). В 1825 защитил докторскую дисс. по физиологии человека. Последующие 10 лет посвятил науч.-лит. деятельности. С 1834 служил по ведомству нар. просвещения: директор муж. гимназий в Гродно (1834—42) и Дина-бурге (с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место занимают статьи и книги Я. по вопросам педагогики и нар. образования.
Рассматривая просвещение как общечеловеческое явление, Я. считал, что оно может привноситься одним народом другому, но не иначе как изменяясь «сообразно свойству народов». Положение России оценивал в отношении к разл. классам и разным ее народам; оба отношения связывал с неодинаковыми подходами к системам обучения. Идеал просвещения видел в общедоступном образовании.
Важную роль в просвещении отводил изучению «натуральной истории» (истории человека в мире), к существовавшим в России учебникам по истории относился критически. В журн. «Московский телеграф» опубликовал в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. цикл статей, к-рые должны были составить «особенный род ист. учебника» (в виде отд. книги учебник не был издан из-за противодействия цензуры). Согласно Я., изучение истории способствует познанию законов природы и общества. К числу таких законов Я. прежде всего относил закон изменяемости. В природе все соединено в общее целое. Всякое существо «частию в плену, частию на свободе, частию повинуется общей природе, частию ею повелевает. Чем оно совершеннее, тем слабее его дань общему и тем более сие общее служит в его индивидуальную пользу». И сам человек «не может избегнуть от внешних влияний, к-рые действуют на него и изменяют его не только физически, но и душевно». В жизни отд. человека и всего общества решающая роль принадлежит разуму и просвещению: разум - самая могущественная сила на Земле, его орудие - просвещение, к-рое состоит в «приобретении способов управления силами природы». Я. рассматривал также особый вид просвещения, к-рый называл гражданственным, - овладение способностью не только «управлять природою, но и управляться с подобными себе». С этих позиций детально рассмотрел задачи шк. образования и роль отд. уч. предметов в становлении гражданина. К уч. материалу Я. предъявлял след, требования: преподаваемые детям сведения не должны превосходить пределов их понимания; обучение должно способствовать гармоничному умственному и физич. развитию и готовить почву для дальнейшего образования и самообразования; преподавать следует в первую очередь те дисциплины, к-рые соответствуют духу времени и освоение к-рых способно принести наиб. пользу человечеству, родине и самому человеку. Особое значение в этой связи придавал естеств. наукам.
Соч.: Об умственном воспитании дет. возраста, М., 1831; Об органах души, М., 1832; О системе наук, приличных в наше время детям, M. (новое сокр. изд., в кн.: Антология пед. мысли России первой пол. XIX в., М., 1987); Исповедь, СПБ, 1841.
Лит.: Лебедев П. А., И. М. Ястреб-цов и его исследования по дидактике, СП, 1987, № 4. П. А. Лебедев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия