ЯНЖУЛ Иван Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЯНЖУЛ Иван Иванович
1846-1914) — ученый, экономист и статистик, педагог, деятель народного образования. В 1876-98 профессор Московского университета. Академик АН (1895). Член Русского технического общества. Как сторонник "государственного социализма", Я. считал, что для развития культуры и образования необходимо усиление внимания государства. Благосостояние общества и успех промышленности, повышение производительности труда и торговли связывал с развитием образования, в особенности технического, распространением грамотности. Ставил вопрос о всеобщности и общедоступности образования. Под руководством Я. были проведены исследования взаимосвязи грамотности, образования, профессиональной подготовки и качества производительности труда, их влияние на отношение к производству, вызвавшие широкий резонанс ("Экономическая оценка народного образования", 1896) и заложившие основы новой отрасли педагогического знания - экономики народного образования. Будучи в 1882-87 первым фабричным инспектором Московского округа, Я. вскрыл эксплуатацию детского труда и несовершенство ученичества, способствовал принятию актов фабричного законодательства (1884), ограничивавших рабочий день детей 12-15 лет 8-ю часами, а также обязывавших фабрикантов открывать школы для детей рабочих. Как ученый и публицист занимался вопросами педагогической социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешкольного образования. За подготовленный университетский курс "Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах" (1893) АН удостоила Я. премии Грейга.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЯНЖУЛ Иван Иванович
2(14).6.1846, с. Янжуловка, ныне в Васильковском районе Киевской обл. Украины, - 18(31).10.1914, Висбаден, Германия], экономист. и статистик, деятель образования, д. ч. Петерб. АН (1895), дер права (1876). Образование получил в Московском (1862—69), Лейпцигском, Гейдель-бергском, Цюрихском (1872—73) ун-тах. С 1874 доцент, в 1876—98 проф. Моск. ун-та (кафедра финанс. права) Одновременно в 1882—87 первый фабричный инспектор Моск. округа. В своих отчетах отразил факты эксплуатации дет. труда и несовершенство системы ученичества; способствовал принятию фабричного законодательства (1884), ограничившего рабочий день детей 12—15 лет 8 часами и обязавшего предпринимателей создавать школы для детей рабочих. Член РТО.
Я. - сторонник идей «гос. социализма», придавал большое значение участию гос-ва в развитии культуры и образования. Подчеркивал роль образования, особенно технического, и распространения грамотности в повышении благосостояния общества, эффективности промети и торговли. К важнейшим задачам гос-ва относил подготовку трудоспособного населения России к условиям индустр. произ-ва, ставил вопрос. о всеобщности и общедоступности образования. Деятельность Я. способствовала зарождению в стране экономики нар. образования. Под его руководством были проведены исследования (совм. с А. И. Чупровым, Е. Н. Янжул, Л. Л. Гав-ришевым и др.) взаимосвязи грамотности, образования, проф. подготовки и качества труда, их влияния на отношение рабочих к произ-ву. Результаты были заслушаны на 2-м съезде рус. деятелей по техн. и проф. образованию (1895—96) и опубликованы отд. изд. «Экон. оценка нар. образования» (1896). Занимался также вопросами пед. социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешк. образования. Автор многочисл. науч. и публицистич. статей в периодич. изданиях (в т. ч. в «Отечественных записках», «Вестнике воспитания», «Русской школе» и др.). Его учебник для ун-тов «Основные начала финансовой политики. Учение о государственных доходах» (1893) АН удостоила премии Грейга. Редактор ряда статей Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона (с 1898).
Соч.: В поисках лучшего будущего Социальные этюды, СПБ, 1893; Значение образования для успехов пром-сти и торговли, «Техн. образование», 1896, № 3; Статистич. оценка добрых и дурных учительских влияний в стенах школы, Хар., 1901; Между делом. Очерки по вопросам нар. образования, экон. политики и обществ. жизни, СПБ, 1904; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого созыва, СПБ, 1907; Воспоминания о пережитом и виденном в 1864—1809, в. 1, СПБ, 1910.
Лит.: Неболсин А. Г., Организация курсов для взрослых рабочих, СПБ, 1897; Дьяконов М. А., И. И. Янжул, П., 1914; Бергман Е., Памяти И. И. Янжула, П., 1914; Судейкин В. Г., И. И. Янжул, ЖМНП, 1915, янв.
Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЯНЖУЛ Иван Иванович
(2 июня [20 мая] 1846 г. – 31 [18] октября 1914 г.) – ученый экономист и статистик, педагог, деятель народного образования. По окончании Благородного пансиона в Рязани обучался в Московском (1862–1869), Лейпцигском, Гейдельбергском, Цюрихском (1872–1873) университетах. С 1874 г. – доцент, с 1876 г.
– профессор Московского университета кафедры финансового права (по 1898 г.). Действительный член АН (1895). Член Русского технического общества. Янжул И.И. – заметная фигура общественно-педагогического движения России. Как сторонник «государственного социализма» считал, что для развития культуры и образования необходимо усиление внимания государства. Благосостояние общества и успех промышленности, повышение производительности труда и торговли связывал с развитием образования, в особенности, распространением грамотности, считая, что необходимо подготовить «весь народ к новым условиям машинного производства». Ставил вопрос о всеобщности и общедоступности образования. Под руководством Янжула И.И. были проведены исследования взаимосвязи грамотности, образования, профессиональной подготовки и качества производительности труда, их влияние на отношение к производству (А.И. Чупров, Е.Н. Янжул, Л.Л. Гавришев и др.), вызвавшие широкий резонанс. Они были заслушаны на IX секции II съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895–1896), вышли отдельной книгой «Экономическая оценка народного образования» (СПб., 1896). Этим были заложены основы новой отрасли педагогического знания – экономики народного образования.
Будучи в 1882–1887 гг. первым фабричным инспектором Московского округа Янжул И.И. вскрыл эксплуатацию детского труда и несовершенство ученичества, способствовал принятию актов фабричного законодательства (12 июня 1884 г.), ограничивших рабочий день детей 12–15 лет 8-ю ч, а также обязавших фабрикантов открывать школы для детей рабочих. Как ученый и публицист занимался вопросами педагогической социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешкольного образования (народных университетов, воскресных школ и др.). За подготовленный университетский курс «Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах» (СПб., 1893) удостоен премии Грейга.
Соч.: О незаконнорожденных. Статистико-юридический очерк. – М., 1870; В поисках лучшего будущего. Социальные этюды. – СПб., 1893; Значение образования для успехов промышленности и торговли // Техническое образование. 1896. № 3; Статистическая оценка добрых и дурных учительских влияний в стенах школы. – Харьков, 1901; Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. – СПб., 1904; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. – СПб., 1907; Пьянство как социальный недуг и борьба против него.
– СПб., 1908.
Лит.: Дьяконов М.А. И.И. Янжул. – Пг., 1914; Бергман Е. Памяти И.И. Янжула. – Пг., 1914; Неболсин А.Г. Организация курсов для взрослых рабочих. – СПб., 1897.
Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.