осуществляется в целях дифференциации образовательного процесса – обучения, воспитания и развития; выбора индивидуализированных педагогических технологий, планирования и организации прихолого-педагогической поддержки.
И.л.с. включает:
разработку психолого-педагогического обеспечения по изучению личности студентов и коллектива учебной группы;
создание банка психолого-педагогических данных о студенте;
адаптацию учебных программ и творческих заданий к личностным особенностям и интересам, включение студента в поисковую деятельность на всех видах занятий,создание психолого-педагогических условий для проявления и развития качеств творческой личности;
систематическое, комплексное, непрерывное формирование системного мышления, творческого потенциала будущего специалиста.
Для этого преподаватели и практический психолог проводят коллективную диагностику личности учащихся.
Назовем некоторые из используемых методик:
1. Профессиональная диагностика (ПД) – определение профессиональной направленности личности.
2. Диагностика психических функций (ДПФ) – определение характера, темперамента, внимания, памяти. Она проводится с абитуриентами, а в дальнейшем – в процессе всего обучения и воспитания студентов.
3. Диагностика уровня тревожности (ДУТ) – выявление личностной тревожности и состояния тревожности в группах (изучение проводится с I по V курсы).
4. Диагностическое исследование мотивационной сферы (ИМС) с целью выявления заинтересованности студента в получении данной профессии; проводится с абитуриентами и студентами на I и II курсах.
5. Диагностика интеллекта (ДИ) – выявление уровня интеллектуальных возможностей студента на I курсе (на последующих курсах ведется отслеживание и фиксирование изменений).
6. Диагностика творческих способностей (ДТС) – определение возможностей студентов к самостоятельному принятию нестандартных решений (отслеживание идет так же, как в ДИ).
7. Исследование самооценки (ИС) – выявление степени адекватности в оценках личности самим студентом и преподавателем или группой (проводится так же, как ДИ).
8. Диагностика межличностных отношений в малом коллективе учебной группы (ДМО) – выявление степени коммуникативности студента, возможности его адаптации в коллективе (проводится, как ДИ).
9. Диагностика, которая поможет обеспечить студенту процесс самоуправления. По мнению психолога Т.В. Кудрявцева, в основе развития индивидуума лежит саморазвитие, в основе воспитания – самовоспитание, в основе сознания – самосознание.
Необходимым условием саморазвития выступает информация, направленная на познание своих индивидуальных психологических особенностей.
Другим показателем могут выступать характерологические особенности, во многом определяющие успешность обучения. Сами по себе показатели интеллектуальной активности и характерологические особенности (каждый в отдельности) не могут быть оценены только как положительные или отрицательные. Однако в совокупности они могут определять потенциальные возможности личности, ориентировать преподавателей, как целесообразнее использовать в работе тот или иной педагогический и дидактический прием или метод.
Наряду с применением интеллектуальных методик по выявлению профессиональных интересов, их направленности, целесообразно пользоваться опросником Р. Кеттела по исследованию личностных особенностей. Он помогает описать характерные отличительные качества испытуемого: «замкнутость – общительность»; «интеллект» (конкретность и абстрактность мышления); «эмоциональная устойчивость»; «подчиненность – доминантность»; «сдержанность – экспрессивность»; «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения» (фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношение человека); «робость – смелость»; «жесткость – чувствительность»); «доверчивость – подозрительность»; «практичность –развитое воображение»; «прямолинейность – дипломатичность»; «уверенность в себе – тревожность»; «консерватизм – радикализм»; «конформизм – поликонформизм»; «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»; «расслабленность – напряженность»; «адекватность самооценки».
На основе анализа полученных данных выявляются блоки ведущих факторов, определяющих черты характера студента:
интеллектуальные особенности, эмоционально-волевые особенности,
коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
Иногда применяется диагностика технического мышления студентов, используется также комплекс методик, содержащих специально разработанные задания на техническом материале (по основам технического творчества), пригодные для фронтального и индивидуального тестирования. Данная методика позволяет установить уровень индивидуальной творческой активности студента.
В числе других диагностик используются прогрессивные матрицы Равена, которые выявляют скорость восприятия, объем ассоциативной памяти, уровень пространственного воображения, логичность мышления. В этих же целях применяется тест Беннета.
Тестирование по картам интересов позволяет выявить в целом сферу преимущественных интересов личности, а также ее профессиональную творческую направленность, доминирующие черты характера.
Указанная диагностика проводится не реже одного раза в год.
База данных по каждому учащемуся пополняется наблюдениями преподавателей. Она позволяет объективно оценить процесс развития мышления, качеств творческой личности, а преподавателю – оперативно корректировать свою деятельность.
Лит.: Зиновкина М.М. Инженерное мышление. Теория и инновационные педагогические технологии. – М., 1996; Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации. – М., 1991; Шаронин Ю.В. Наблюдение за развитием творческих способностей студентов. – М., 1996.
М.М. Зиновкина
64.92 кб
Общая культура личности студента и подходы к ее изучению
The article considers the reasons of change of priorities in values and purposes of education that require the transition to new technologies of general culture development.