ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Найдено 1 определение
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
осуществляется в целях дифференциации образовательного процесса – обучения, воспитания и развития; выбора индивидуализированных педагогических технологий, планирования и организации прихолого-педагогической поддержки.
И.л.с. включает:
разработку психолого-педагогического обеспечения по изучению личности студентов и коллектива учебной группы;
создание банка психолого-педагогических данных о студенте;
адаптацию учебных программ и творческих заданий к личностным особенностям и интересам, включение студента в поисковую деятельность на всех видах занятий,создание психолого-педагогических условий для проявления и развития качеств творческой личности;
систематическое, комплексное, непрерывное формирование системного мышления, творческого потенциала будущего специалиста.
Для этого преподаватели и практический психолог проводят коллективную диагностику личности учащихся.
Назовем некоторые из используемых методик:
1. Профессиональная диагностика (ПД) – определение профессиональной направленности личности.
2. Диагностика психических функций (ДПФ) – определение характера, темперамента, внимания, памяти. Она проводится с абитуриентами, а в дальнейшем – в процессе всего обучения и воспитания студентов.
3. Диагностика уровня тревожности (ДУТ) – выявление личностной тревожности и состояния тревожности в группах (изучение проводится с I по V курсы).
4. Диагностическое исследование мотивационной сферы (ИМС) с целью выявления заинтересованности студента в получении данной профессии; проводится с абитуриентами и студентами на I и II курсах.
5. Диагностика интеллекта (ДИ) – выявление уровня интеллектуальных возможностей студента на I курсе (на последующих курсах ведется отслеживание и фиксирование изменений).
6. Диагностика творческих способностей (ДТС) – определение возможностей студентов к самостоятельному принятию нестандартных решений (отслеживание идет так же, как в ДИ).
7. Исследование самооценки (ИС) – выявление степени адекватности в оценках личности самим студентом и преподавателем или группой (проводится так же, как ДИ).
8. Диагностика межличностных отношений в малом коллективе учебной группы (ДМО) – выявление степени коммуникативности студента, возможности его адаптации в коллективе (проводится, как ДИ).
9. Диагностика, которая поможет обеспечить студенту процесс самоуправления. По мнению психолога Т.В. Кудрявцева, в основе развития индивидуума лежит саморазвитие, в основе воспитания – самовоспитание, в основе сознания – самосознание.
Необходимым условием саморазвития выступает информация, направленная на познание своих индивидуальных психологических особенностей.
Другим показателем могут выступать характерологические особенности, во многом определяющие успешность обучения. Сами по себе показатели интеллектуальной активности и характерологические особенности (каждый в отдельности) не могут быть оценены только как положительные или отрицательные. Однако в совокупности они могут определять потенциальные возможности личности, ориентировать преподавателей, как целесообразнее использовать в работе тот или иной педагогический и дидактический прием или метод.
Наряду с применением интеллектуальных методик по выявлению профессиональных интересов, их направленности, целесообразно пользоваться опросником Р. Кеттела по исследованию личностных особенностей. Он помогает описать характерные отличительные качества испытуемого: «замкнутость – общительность»; «интеллект» (конкретность и абстрактность мышления); «эмоциональная устойчивость»; «подчиненность – доминантность»; «сдержанность – экспрессивность»; «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения» (фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношение человека); «робость – смелость»; «жесткость – чувствительность»); «доверчивость – подозрительность»; «практичность –развитое воображение»; «прямолинейность – дипломатичность»; «уверенность в себе – тревожность»; «консерватизм – радикализм»; «конформизм – поликонформизм»; «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»; «расслабленность – напряженность»; «адекватность самооценки».
На основе анализа полученных данных выявляются блоки ведущих факторов, определяющих черты характера студента:
интеллектуальные особенности, эмоционально-волевые особенности,
коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
Иногда применяется диагностика технического мышления студентов, используется также комплекс методик, содержащих специально разработанные задания на техническом материале (по основам технического творчества), пригодные для фронтального и индивидуального тестирования. Данная методика позволяет установить уровень индивидуальной творческой активности студента.
В числе других диагностик используются прогрессивные матрицы Равена, которые выявляют скорость восприятия, объем ассоциативной памяти, уровень пространственного воображения, логичность мышления. В этих же целях применяется тест Беннета.
Тестирование по картам интересов позволяет выявить в целом сферу преимущественных интересов личности, а также ее профессиональную творческую направленность, доминирующие черты характера.
Указанная диагностика проводится не реже одного раза в год.
База данных по каждому учащемуся пополняется наблюдениями преподавателей. Она позволяет объективно оценить процесс развития мышления, качеств творческой личности, а преподавателю – оперативно корректировать свою деятельность.
Лит.: Зиновкина М.М. Инженерное мышление. Теория и инновационные педагогические технологии. – М., 1996; Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации. – М., 1991; Шаронин Ю.В. Наблюдение за развитием творческих способностей студентов. – М., 1996.
М.М. Зиновкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
64.92 кб

Общая культура личности студента и подходы к ее изучению

Гугин Д. Н.
The article considers the reasons of change of priorities in values and purposes of education that require the transition to new technologies of general culture development.
Читать PDF
1.50 мб

Социализация личности студента в процессе изучения социологии

Горохов В.Ф.
В статье рассматриваются вопросы социализации личности студента. Исследуются сущность, признаки и этапы социализации. Показаны особенности социализации в условиях высшего учебного заведения.
Читать PDF
345.28 кб

Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов

Гончаров Александр Валентинович
В статье рассматривается психолого-педагогическая проблема влияния самоотношения студентов на конфликтность.
Читать PDF
83.42 кб

Традиции и опыт изучения интеллекта студентов как взрослеющих личностей

Оленникова М. В.
Читать PDF
709.35 кб

О развитии личностных качеств студентов при изучении математических дисциплин

В. М. Марченко, И. М. Борковская, О. Н. Пыжкова
В статье анализируется роль высшей школы в формировании и развитии личностных качеств студентов. Повышенное внимание уделяется особенностям формирования стиля мышления студентов при изучении математических дисциплин.
Читать PDF
2.60 мб

О мотивации личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Воробьёва Валентина Васильевна
Обоснована роль мотивации личности студента при изучении иностранного языка в техническом вузе. Устано влено, что любая деятельность нуждается в мотивации.
Читать PDF
781.90 кб

Профессионально-личностное развитие студентов в процессе изучения иностранного языка

Эрданова Севара Анваровна
В статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку с помощью так называемого «Портфеля студента», который выступает как один из компонентов технологии организации самостоятельной учебной деятельности, профессионально-лич
Читать PDF
177.77 кб

Изучение личности студента как условие обучения иностранному языку в медицинском вузе

Францева, Анисимова Наталия Александровна, Финенко Татьяна Николаевна
В статье рассматривается проблема изучения личности студента как одного из условий обучения иностранному языку в медицинском вузе; представлены экспериментальные результаты исследования; актуализируется формирование социокультурны
Читать PDF
129.54 кб

Опыт эмпирического изучения личностных предпосылок лидерской мотивации студентов вуза

Тягунова Е.А.
В статье представлены результаты целостного изучения личностных предпосылок лидерской мотивации студентов вуза.
Читать PDF
1.28 мб

Влияние изучения математических дисциплин на формирование личностных качеств студентов

Клёвина Мария Васильевна
В современном мире высшее образование играет огромную роль.
Читать PDF
223.45 кб

Эмпирическое изучение карьерных устремлений личности у студентов технологического вуза

Котова И. Б., Шаманова А. Х.
В статье анализируются работы психологов, направленных на изучение карьерных устремлений личности. Представлены результаты эмпирического исследования ряда тенденций, характеризующих содержание карьерных устремлений личности.
Читать PDF
279.95 кб

Социально-культурное развитие личности студентов в процессе изучения иностранного языка

Дебриян Елена Александровна, Данилина Юлия Сергеевна
В статье отмечается огромная роль духовного потенциала иностранного языка, как учебного предмета, в процессе социально-культурного развития личности.
Читать PDF
268.45 кб

Изучение профессионально-личностного становления студентов железнодорожного колледжа №52

Черкашина С. А.
В данной статье рассмотрены различные подходы профессионально-личностного становления студентов железнодорожного колледжа.
Читать PDF
140.53 кб

Корреляционный анализ изучения потребностей и самоотношения современной личности студентов

Макарова Н.Г.
В статье рассматривается теоретический аспект изучения потребностей с позиции некоторых ученых, дано определение потребности в рамках современных условий жизни.
Читать PDF
227.29 кб

Изучение связи профессиональных и жизненных проектов студентов вуза со свойствами их личности

Гусейнов Р.Д., Кагосян А.С.
В статье автор обращает внимание на то, что проблема профессиональных и жизненных проектов образует перспективный ракурс современной психологической науки, что построение проектов позволяет человеку адекватно оценить свои возможно