Изучение биографии писателя

Найдено 1 определение
Изучение биографии писателя
главный компонент подготовительной работы по изучению литературного произведения. Сведения о писателе и его творчестве считаются лучшим комментарием к его произведениям (В. Белинский). Учитывая особенности преподавания литературы в средних и старших классах, содержание, формы и методы изучения биографии писателя также имеют свои отличия. В 5-6 классах можно ограничиться справкой о писателе и рассказать один- два ярких эпизода из его жизни, имеющие отношение к изучаемому произведению или личностное значение для учащихся определенного возраста (из жизни сверстника – будущего писателя). Важно заинтересовать учащихся личностью писателя, вызвать интерес к изучаемому произведению, воспитывать у них соответствующее отношение к себе, обществу, природе. В 7-8 классах стоит предложить подросткам художественно- биографический очерк о писателе, раскрыть его доминирующие личностные качества, жизненные ценности и стремления, путь в искусство. Рассказ о писателе лучше наполнить характерными эпизодами из его гражданского взросления и творческого становления. Активно используется биографический материал учебника, самостоятельная поисковая работа учащихся, проводятся нестандартные уроки литературы (урок интересных сообщений; урок посещения дома-музея писателя и т.д.). Предполагает продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в поиске и освещении сведений о художнике слова. В старшей школе форма художественно-биографического очерка о писателе может сохранятся, но главенствующее значение приобретает историко-биографический обзор, основными компонентами которого являются знания: а) о формировании мировоззрения и гражданской позиции художника; б) особенностях его таланта и эстетическом идеале; в) творческих достижениях мастера слова и его индивидуальном стиле. Изложение материала может иметь научно-популярный или художественно-публицистический характер; активно проводится самостоятельная поисковая работа учащихся, практикуется подготовка учащимися тематических докладов и рефератов. Используются нестандартные формы урока (урок-семинар; урок-экскурсия; телеурок; урок-интервью и т.д.). На изучение биографии писателя в старших классах отводится один или несколько уроков; если речь идет о поэте, то, по мнению украинского методиста А. Бандуры, сведения о нем лучше подавать дозированно: по мере раскрытия его творчества, предваряя чтение и анализ его последующих стихотворений. Используется и научный метод изучения литературы – биографический, приверженцами которого были В. Белинский и И. Франко. Идею сочетания учебных и научных методов при изучении литературы поддерживают украинские литературоведы и методисты Д. Наливайко, В. Гладышев, А. Токмань. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
181.23 кб

Методы и приемы изучения биографий писателей

Меньших Елена Вячеславовна
В статье представлена проблема, состоящая в поиске методов и приемов духовно-нравственного воспитания старшеклассников в контексте биографического метода.
Читать PDF
80.21 кб

Пути и приемы включения краеведческого материала в процесс изучения биографии писателя в средних кла

Родионова О. А.
В статье анализируется состояние проблемы изучения биографии писателя на уроках в средней школе, приводятся экспериментальные данные, предлагается новая технология включения краеведческого материала в процесс изучения биографии пи