Измена
Измена
действия человека, нарушающего принятые им ранее на себя обязательства, прямо обратные декларируемым принципам и убеждениям. Изменой, на уровне ребенка, является нарушение неписаных законов верности дружбе, разглашение принятых на себя тайн, невыполнение обещаний. Измена затем бывает в любви, в семейной верности. Высшей формой измены является предательство военное, государственное, гражданское. Человек изменяет своим же позициям по разным причинам – из-за выгоды, из страха, по слабости характера. Но всегда это добровольный выбор, а потому во все века и у всех народов было осуждаемо и подвергалось различным формам осуждений и наказаний.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИЗМЕНА
характеристика действия, нарушающего принятые человеком принципы, убеждения, обязанности, к-рые обусловлены его социальными позициями (статусами) гражданина, члена орг-ции, семьянина, понятием долга и т. д. И. выступает как противоположность верности. В отличие от предательства И. не направлена прямо на нанесение ущерба тому лицу или делу, по отношению к к-рому она совершается. Поэтому трудно провести грань между практич. действием, в к-ром обнаруживается И., и теми изменениями в убеждениях, привязанностях, к-рые, по существу, означают И. С психол. точки зрения И. иногда совершается легче, если связана с корыстными побуждениями, т. к., мысленно предвосхищая И., человек уделяет больше внимания предполагаемым в ее результате благам, чем возможному стыду перед теми, кому изменил.
И., как и предательство, сурово осуждалась во все времена. В феод. обществах И. воспринималась как один из наиболее тяжких пороков. Гуманистич. мировоззрение признает право человека на изменение образа мысли, жизни и не рассматривает верность и преданность как средства, к-рые должны ограничивать человеческую свободу. В цивилизованном обществе разрыв обязательств должен сопровождаться договоренностями, призванными возместить возможный ущерб стороне, с к-рой порывают. Нарушение верности в супружестве, любви, дружбе в очень малой степени может быть компенсировано и всегда рассматривается как И.
Р. Г. Апресян.
И., как и предательство, сурово осуждалась во все времена. В феод. обществах И. воспринималась как один из наиболее тяжких пороков. Гуманистич. мировоззрение признает право человека на изменение образа мысли, жизни и не рассматривает верность и преданность как средства, к-рые должны ограничивать человеческую свободу. В цивилизованном обществе разрыв обязательств должен сопровождаться договоренностями, призванными возместить возможный ущерб стороне, с к-рой порывают. Нарушение верности в супружестве, любви, дружбе в очень малой степени может быть компенсировано и всегда рассматривается как И.
Р. Г. Апресян.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия