ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
научно-познавательная деятельность, в процессе которой решаются научно-теоретические и эмпирические задачи. Она совершается с помощью совместной деятельности отдельных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения, мастеров-наставников, руководителей учебных заведений, предприятий, цехов, общественных организаций, заинтересованных в проблематике и результатах исследований.
В педагогической науке «профессиональное образование» как объект является сложным комплексным, многоаспектным феноменом, что вызывает необходимость проведения исследования на основе международного взаимодействия ученых различных областей научного знания (философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов, инженеров и др.). В связи с этим комплексный и интегративно-дифференцированный подходы являются методологической стратегией исследования профессионального образования. Реализация этих подходов основана на всеобщей связи явлений, обязательности всестороннего изучения исследуемого объекта, требованиях междисциплинарности, взаимодействия различных форм интеграции и дифференциации.
Научно-познавательная деятельность требует выявления того, где и как при решении поставленной проблемы необходимо использовать знания в области различных наук, в какие типы зависимостей они могут вступать, решение каких познавательных задач обеспечивает каждая из них.
Основными требованиями комплексного подхода к исследованию являются: выработка единых и приемлемых для участников исследования исходных представлений об объекте ис-следования; выделение базовой дисциплины; проведение исследования по всему фронту научного поиска взаимообусловленно и взаимосвязанно; организация исследования на основе общей и частной методик; согласование учеными различных областей научного знания задач, методов и результатов исследования; единство цели научно-исследовательской работы.
Организационной основой единства исследовательского поиска, его теоретико- методологической базой является целевая комплексная программа, интегрирующая деятельность научных коллективов и отдельных исследователей, начиная от построения цели и кончая ее реализацией.
Программа содержит разделы: обоснование актуальности исследования; его цели и задачи; основные этапы; планируемый выход научной продукции, включая методические рекомендации и разработки, подлежащие внедрению; состав участников исследования; описание экспериментальной базы; графики выполнения и финансирования работ.
Наряду с комплексным широко используется системный подход, который имеет свою структуру (взаимосвязь элементов), параметры (границы проявлений), функции. Система профессионально-технического образования представляет совокупность элементов, которые находятся во взаимодействии между собой; ее функционирование определяется образовательной политикой на данном этапе развития общества.
Научно-исследовательская деятельность имеет свою логику: определение противоречий в исследуемом процессе, явлении, системе; выдвижение цели, постановки проблемы; выбор стратегии научного исследования; выдвижение задач, гипотезы; разработка методологии, программы, методик исследования и критериев; определение экспериментальной базы; сбор и обработка научных фактов; формулирование научных результатов и внедрение их в практику. В каждом конкретном исследовании логическая структура может наполняться новыми элементами.
Лит.: Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под общ. ред. А.П. Беляевой. – СПб.; Бохум, 1994.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.