ИРОНИЯ

Найдено 1 определение
ИРОНИЯ
(от греч. είρωνεία — ‘притворство’) — вид комического, в котором критическое отношение к объекту осмеяния, в отличие от юмора, носит осуждающий характер и выражается в несколько завуалированном виде. Как вид комического И. может быть выражена разными стилистическими приёмами. Так, Л.И. Ерёмина, анализируя язык художественной прозы Н.В. Гоголя, упоминает следующие приёмы иронического повествования: 1) «столкновение и объединение в одном ряду неоднородных предметов и явлений» (фигура, обозначаемая термином «силлепсис», — А.С.): [Пифагор Пифагорович Чертокруцкий] носил усы под носом и шпоры на сапогах («Коляска»); 2) «сближение человеческого мира с животным»: у цирюльника Ивана Яковлевича фрак «был пегий; то есть он был черный, но весь в коричнево-желтых и серых яблоках...» («Нос»); 3) «метонимическое соотношение части и целого»: на Невском проспекте, кроме щегольских сюртуков с лучшими бобрами, один несёт «греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый — перстень с талисманом на щёгольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой — усы, повергающие в изумление» («Невский проспект»); 4) гиперболу: «Консул, долженствовавший, по обязанности своей, наблюдать над подведомственными ему сотоварищами, имел такие страшные карманы в своих шароварах, что мог поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки» («Тарас Бульба»); 5) «логическое несоответствие»: в кабинете Манилова «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года («Мертвые души»); 6) приём обманутого ожидания: среди «просвещённых людей» были такие, «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал» («Мертвые души») и другие приёмы [Еремина 1987: 64-75].
В частности, в создании иронического эффекта участвуют такие семантические (в широком смысле) фигуры, как Диафора (см.): Мечтает свет в конце тоннеля / Весной увидеть наш народ. / Пока что видно еле-еле, / И то не этот свет, а тот (АиФ. 2001. № 24); Реминесценция (см.), поставленная в не свойственный ей контекст: Сижу за решеткой в темнице сырой / И пять депутатов на нарах со мной (ЛГ. 2001. № 38); Парономазия (см.): В году не счесть торжеств мемориальных — / Всё больше в честь божеств мнимореальных (ЛГ. 1998. № 22); Перифраза (см.): Мои стихи придут к читателям / Уже стопой макулатуры, / Зачем пещерным обитателям / Следы исчезнувшей культуры? (ЛГ. 2001. № 12).
Эффект И. может достигаться использованием слова или сочетания слов в значении, противоположном буквальному (прямому) для выражения насмешки или сомнения. Хрестоматийный пример из басни И.А. Крылова: «Лисица и орёл»: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? В этом обращении к ослу (символу глупости в русской традиции) определение «умная» приобретает противоположное значение. Такой приём имеет специальное название — Антифразис (см.).
Лит.: Ерёмина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя: (Искусство повествования). М., 1987; Ермакова О.П. Об иронии и метафоре // Облик слова: сб. ст. М., 1997; Зарецкая Е.Н.Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998; КРРЭСС. М., 2003; ЛЭС. М., 1987; Смолина А.Н. Ирония в контексте современной языковой ситуации (на материале российских СМИ) // Scripta manent VII: сб.ст. Смоленск, 2001.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
522.55 кб

Обучение аудированию на материале художественного фильма (на примере киноленты «Ирония судьбы, или с

Иванова Ирина Сергеевна, Ильина Светлана Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы организации работы с художественным фильмом при обучении аудированию на занятиях по русскому языку как иностранному.
Читать PDF
611.54 кб

Художественные функции иронии в романе К. Воннегута «Галапагосы»

Жматова Марина Александровна
Исследуется функционирование приема иронии в романе К. Воннегута «Галапагосы», выявляются специфические авторские способы ее художественного воплощения.
Читать PDF
215.66 кб

Поэтика иронии в сказе В. Высоцкого

Маликова Т. О.
The article is devoted to specifics of social reality's reflection by the poet, Vladimir Vysotsky. It is implemented by means of ironic and fantastic form of 'skaz'.
Читать PDF
227.50 кб

Иронический взгляд на медиаобразование

Гура В. В.
Автор дает иронические определения некоторым терминам медиаобразования.
Читать PDF
223.88 кб

Мой ироничный, умный и доброжелательный покровитель - Артур Владимирович Петровский

Мухина Валерия