ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Найдено 1 определение
ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
процесс созидания, представляющий собой последовательность этапов мотивации, целеполагания, сбора информации, рождения новых идей, формирования образа будущего продукта, его конструктивного воплощения на основе соответствующего уровня профессионального образования.
Деятельность инженера, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, т.е. создание новой техники и технологии можно рассматривать как творческую деятельность, как инженерное творчество.
В творческой деятельности, при поиске новых решений задача состоит не только в обнаружении противоречий, но и в раскрытии особенностей их проявления в техническом прогрессе, выяснении конкретного механизма действия противоречий как внутренних импульсов развития техники. Возникновение и решение противоречий диалектически взаимообусловлены: разрешение одного сопряжено с зарождением другого. Они постоянно выступают как импульс к развитию, как внутренняя движущая сила во всех стадиях их возникновения, развития и разрешения.
Большинство авторов трудов по этой проблеме отмечают три наиболее важных этапа творческой деятельности: постановка проблемы, рождение идеи, проверка или практическое ее приложение к реальной действительности. Все их внимание приковано к процессам, проходящим в голове творца. Некоторые при этом считали, что определяющим механизмом творческого процесса может выступать интуиция.
Понятие «интуиция» долгое время толковалось как что-то мистическое, сверхъестественное. Ее природа и сейчас еще недостаточно изучена.По высказыванию заслуженного изобретателя Б. Блинова, интуиция опытного конструктора, инженера – не чудо, а результат накопленного опыта, многообразной и богатой практики, а решения, предлагаемые ею, лишь кажутся неожиданными, на самом же деле являются плодом и следствием давней умственной работы, глубоких раздумий, которые никогда не проходят бесследно для творца. Человек давно научился использовать это явление. Когда он откладывает какое-нибудь дело, чтобы дать мыслям созреть, то прямо рассчитывает на работу своего подсознания.
В 60-е гг. инженеры-исследователи и психологи начинают более углубленно изучать деятельность творца техники. Так Дж. Диксон в своем капитальном труде «Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений», излагая важнейшие качества, необходимые инженеру-проектировщику, практически дает развернутую характеристику творческой инженерной деятельности, в которую входят:
1. Изобретательность – умение выдумывать, генерировать новые полезные идеи или принципы, лежащие в основе вещей и процессов, предназначенные для достижения поставленных целей.
2. Умение проводить инженерный анализ – способность анализировать данный элемент, систему или процесс с использованием технических и научных принципов с целью быстрого получения правильного решения.
3. Технические знания – доскональное знание и глубокое освоение конкретной инженерной специальности.
4. Широкая специализация – способность компетентно и уверенно разбираться в основных проблемах или идеях научных дисциплин, лежащих за пределами данной узкой специальности.
5. Математическое мастерство – умение при решении применять мощный математический аппарат.
6. Умение принимать решения в условиях неопределенности, но при полном и всестороннем учете всех существенных факторов.
7. Знание технологии производства – понимание возможностей и ограничений как прежних, так и новых технологий.
8. Умение передавать информацию о полученных результатах – способность выражать свои мысли четко и убедительно (устно, письменно, графически).
Автор книги «Рождение новой идеи» Эдвард де Боно обосновал свое видение понятия «инженерное творчество», впервые попытался углубиться в решение проблемы сознательного управления творческим процессом и творческого мышления. С.Л. Рубинштейн в своем труде «Основы общей психологии» выдвигает и развивает мысль о том, что своеобразие работы творца новой техники в том, что результатом его деятельности является «создание вещи, реального предмета, механизма, который разрешает определенную проблему. Он должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли».
Исследователь технического творчества Г.С. Альтшуллер и психолог Р.Б. Шапиро продолжили и уточнили мысли Э. де Боно и С.Л. Рубинштейна. Они проделали гигантский научный труд по исследованию мирового патентного фонда, обобщили многочисленные материалы по истории техники, относящиеся к жизни и работе крупных изобретателей, творческих личностей. Исследователи устанавливают факт: изобретательское творчество напрямую связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам; создание новых средств труда, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняется объективным закономерностям и, таким образом, всякая техническая задача не может быть решена иначе, как в соответствии с законами науки и в зависимости отустановленных ими закономерностей развития техники; творческая техническая мысль только тогда может развиваться, когда соответствует им.
Фактически Г.С. Альтшуллер разработал основы методологии технического творчества. В трудах других отечественных ученых были показаны различия признаков и структуры творческой деятельности как таковой (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), конкретно рассмотрены проблемы подготовки к творческой деятельности инженера-творца в вузе (М.М. Зиновкина).
Проблеме изыскания возможностей формирования технического мышления и его развития в учебном процессе посвящены исследования психологов: Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, В.А. Моляко, А.Ф. Эсаулова.
Своими исследованиями они доказали, что процесс создания новой техники имеет две стороны: материально-предметную и психическую. Материально-предметная сторона дол- жна опираться на историю развития техники, понимание основных закономерностей технического прогресса. Для выявления же психологических закономерностей процесса творчества необходимо систематическое наблюдение за процессом работы творца техники, обобщение опыта новаторов, экспериментальное исследование творческого процесса путем постановки опытов в условиях, приближенных к реальной действительности. Созидательный процесс новой техники условно был представлен ими тремя отличными по цели и методу стадиями:
аналитическая стадия, ее цель – анализ развития данной машины, механизма для выявления основного противоречия и определение непосредственной (физической, химической и т.п.) причины этого противоречия;
оперативная стадия заключается в систематическом направленном исследовании возможных способов устранения обнаруженной причины противоречия;
синтетическая стадия направлена на внесение в остальные элементы системы дополнительных изменений, вытекающих из найденного способа устранения данного технического противоречия.
В дальнейших исследованиях Г.С. Альтшуллер разработал своего рода механизм сознательного управления творческим процессом, получивший название «Алгоритм решения изобретательских (инженерных) задач» (АРИЗ). По существу, это логически обусловленная, тщательно отлаженная программа разумных последовательных действий, позволяющая генерировать простую и остроумную идею, которая отвечала бы современным тенденциям технического прогресса. Рекомендации АРИЗа направлены на достижение «отчужденного» взгляда на привычные вещи. АРИЗ разбивает поиск решения на ряд последовательных актов, в каждом из которых содержатся элементы созидания. Введение понятия «идеального конечного результата» – кульминационный момент АРИЗ, после чего решение задачи движется к искомому результату. Основным творческим участком процесса генерирования идей выступает выявление и разрешение противоречий. По существу, указанный алгоритм не является алгоритмом в привычном понимании этого слова, а представляет собой алгоритм проблемных ситуаций, требующих для своего разрешения творчества высокого уровня, системного многоэкранного мышления и знания специальных приемов, методов и средств ТРИЗ.
Лит.: Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979; Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956.
№ 6; Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. – М., 1996; Зиновкина М.М., Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Азбука ТРИЗ. – М., 1997.
М.М. Зиновкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
461.06 кб

«Инь» и «Ян» инженерного творчества

Приходько В. , Сазонова З. , Чечеткина Н.
Читать PDF
239.24 кб

«Гуманитарная оболочка» инженерно-технического творчества

Клабуков И.Д., Середкина Е.В., Столбова Н.В.
Вводится понятие «гуманитарной оболочки» инженерно-технического творчества, которое означает «встроенность» инженера и производимого им технического объекта не только в социальную реальность, но и в общекультурный контекст.
Читать PDF
577.71 кб

Системный подход в обучении методам инженерного творчества

В. П. Алексеев, В. З. Мидуков, В. М. Ушаков
Читать PDF
632.12 кб

Инженерное творчество и проблемы современного инженерного образования

Рыжов В. П.
New trends in the development of the field of engineering and engineering education are discussed. Main aspects of the forms of engineering art and design are presented.
Читать PDF
1.15 мб

Основные направления технического творчества в инженерном образовании

Потапцев Игорь Степанович, Бушуева Валентина Викторовна, Бушуев Николай Николаевич
В настоящее время актуальна систематизация основных направлений технического творчества, необходимых в инженерном образовании. Приведен краткий обзор применения форм технического творчества в МГТУ им. Н.Э.
Читать PDF
136.46 кб

Проблема инженерно-технического творчества в теории П. К. Энгельмейера

Берлев Владислав Павлович
Рассматривается концепция инженерно-технического творчества, разработанная П.К. Энгельмейером. Определяются этапы и содержание творческого процесса.
Читать PDF
388.96 кб

Электронные центры инженерно-технического творчества — инновационный инструмент для профориентации и

Бабешко Владимир Николаевич, Логинов Кирилл Евгеньевич, Воякин Евгений Александрович
Статья посвящена опыту разработки электронных центров инженерно-технического творчества детей как инструмента для развития технической составляющей деятельности организаций дополнительного образования детей исследовательской, инже
Читать PDF
51.22 мб

Мобильный центр инженерно-технического творчества как реализация модели организации дополнительного

Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Измаилов Рамиль Наильевич, Галиев Азат Фаатович
В статье рассматривается вопрос формирования инженерно-технического творчества детей и молодежи на базе высшего учебного заведения в условиях внедрения инновационного, высокотехнологического оборудования.
Читать PDF
758.49 кб

Техника, технология и инженерное творчество как предмет исследования и фактор формирования смыслообр

Мохов В.П., Железняк В.Н., Столбова Н.В.
Данная статья представляет собой подведение итогов (количественное и концептуальное) изучения темы гуманитарного осмысления техники, технологии и инженерного творчества, а также гуманитаризации инженерного образования на страницах

Похожие термины: