ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 1 определение
ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ
системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, И.м. позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.
Характерной чертой такого многоэкранного видения является способность выявлять и преодолевать технические и скрытые в них физические противоречия, целенаправленно генерировать при этом парадоксальные, еретические (с точки зрения формальной логики) идеи.
Истоками И.м. являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранность и системность мышления, владение методологией инженерного творчества, что позволяет сознательно управлять процессом генерирования новых идей и их конструкторской проработкой.
Важнейшей характеристикой творческого И.м. является его системность.
К особенностям И.м. можно отнести: а) способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств; б) ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем; в) способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.
Отсюда глобальная задача технического образования – формирование именно системного творческого технического мышления, для чего, кроме развития способности сознательно целенаправленно генерировать нестандартные технические идеи, необходимо овладеть методологией творчества, с тем чтобы рационально использовать базу общенаучных и специально-профессиональных знаний.
Реальная жизнь ставит перед инженером проблемы различного уровня сложности, требующие, соответственно, для своей специальности творчества различного уровня.
Чаще всего специалист сталкивается с решением проблем сегодняшнего дня, непрерывно возникающих на производстве, в КБ и т.д. и требующих немедленного осуществления.
Подчас они не выходят за рамки привычных задач и отражают объективную действительность, требуют традиционного отношения к окружающему миру, решение их зависит от развития только логического мышления. В таких проблемах противоречивость суждений, несовместимость мнений либо не содержится, либо их решение достаточно на уровне компромисса. Это творчество низшего уровня.
И.м. более высокого уровня творчества – среднего уровня – обладает способностью генерировать идеи по усовершенствованию производства, технологий, конструкций машин методами, применяемыми как в данной отрасли, так и в других сферах промышленности. Решения таких усложненных задач требуют нахождения путей устранения подобных противоречий, выходящих за пределы узких знаний специальности, проявления смелости мысли и настойчивости для реализации( или, как говорят «внедрения») новой идеи, преодоления негативной реакции окружающих (от простого непонимания до страха перед неизвестным).
Высший уровень И.м. также характеризуется способностью инженера самостоятельно устранять возникающие в процессе работы разного рода технические противоречия и находить необходимые решения не в технике, а в современной науке, используя ред-ко применяемые физические, химические, математические и другие эффекты и явления.
Высочайшие уровни развития И.м. характеризуются использованием средств разрешения возникающих противоречий, лежащих, как правило, за пределами достижений науки. Втаких случаях сначала делается открытие, а затем, опираясь на новые научные данные, решаются сложные производственные проблемы. Инженерное творчество этих уровней, основой которых является соответствующий уровень инженерного мышления, – среднего, высшего и высочайшего непосредственно предопределяет технический прогресс, его стратегические направления. Вполне очевидно – важнейшая цель деятельности инженера состоит именно в том, чтобы активно двигать научно-технический прогресс, а это значит – создавать принципиально новые машины, технологии, материалы. Здесь не всегда помогут формальная логика и опыт. Скорее наоборот – сложившиеся стереотипы мышления, неизбежно усиливаемые узкой специализацией, заводят в тупик. Творческая мысль наталкивается на противоречие, которое, как подсказывает инженеру «здравый смысл», подкрепленный его профессиональным опытом, решить невозможно. Практика дает массу примеров удачного решения таких проблем человеком «со стороны», не специалистом в данной области. Так, юрист Ковалевский открыл новую эру в палеонтологии, химик Пастер и зоолог Мечников перестроили основы медицины, музыкант Гершель открыл планету Уран, ювелир Фултон построил первый пароход.
Секрет в том, что, на первый взгляд, «сильные», пионерские решения противоречат формальной логике, а потому еретичны, абсурдны, к ним нельзя подходить традиционными методами, не выявив противоречие, которое не дает данной технической системе развиваться дальше. Логическое мышление упирается в противоречие, как в тупик, и потому требует оставить решение задачи, как невозможное.
Единственный надежный способ продвижения вперед – это научить будущего инженера целенаправленно и осмысленно генерировать «сильные» идеи, для чего необходимо развить у него нестандартное мышление. Следовательно, инженерное мышление, как мышление нестандартное, должно обладать свойством осознанно отходить от логического, в необходимых случаях, и обращаться к логике парадоксальной.
Лит.: Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск, 1986; Боно Э. де. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении / Пер. с англ. – М., 1976. Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. – М., 1996. Зиновкина М.М., Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Азбука ТРИЗ. – М., 1997. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М., 1971.
М.М. Зиновкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
432.07 кб

Инженерное мышление в антропологическом контексте

Чешев Владислав Васильевич
Проблема гуманитаризации инженерного образования и гуманизации инженерной деятельности является особенно актуальной ввиду высокой степени сложности современной техносферы и ее глубокого проникновения в жизнь общества, затрагивающе
Читать PDF
3.48 мб

Культура математического мышления в инженерном образовании

Торбунов Станислав Семенович
Автор исходит из позиции, что культура математического мышления в инженерном образовании процесс творческой деятельности, специфический способ человеческой деятельности.
Читать PDF
750.02 кб

Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения

Зуев Петр Владимирович, Кощеева Елена Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы формирования инженерного мышления у обучаемых на основе принципа преемственности и метапредметности.
Читать PDF
12.04 мб

Развитие инженерного мышления бакалавров в педагогическом вузе

Кузнецова Е.И.
Содержание предметной области «Технология» меняется в сторону изучения школьниками важнейших закономерностей технических и технологических процессов организации производства.
Читать PDF
527.58 кб

Исторические этапы решения проблемы формирования инженерного мышления

Рожик Алла Юрьевна
Люди инженерных профессий играют важную роль в развитии экономики государства. Создание отечественных передовых технологий определяет рост экономики и безопасность государства.
Читать PDF
320.76 кб

Инженерное мышление, техническая картина мира, мировоззрение инженера

Пукшанский Б.Я.
Рассмотрены понятия инженерного мышления, технической картины мира, мировоззрения инженера и их формирование в процессе современного инженерного образования.
Читать PDF
430.97 кб

Инженерное мышление и инженерное знание (логико-методологический анализ )

Никитаев В.В.
Читать PDF
978.07 кб

Формирование человеко- гео-космомерного мышления в инженерном образовании

Ирина Герасимова
Читать PDF
156.60 кб

Возможности визуального мышления в гуманитаризации инженерного образования

Смирнова Татьяна Владимировна
В статье рассматривается концепция визуального мышления, ее возможности в совершенствовании навыков инженерного творчества.
Читать PDF
113.35 кб

Формирование экономического мышления у студентов инженерно-авиационных вузов

Шутова Татьяна Анатольевна
В статье рассмотрены компоненты процесса формирования экономического мышления, удовлетворяющие современным требованиям.
Читать PDF
1.72 мб

Инженериада как среда формирования инженерного мышления у одаренной молодежи

Долженко Руслан Алексеевич, Федорова Светлана Владимировна
Статья посвящена возможностям формирования и развития инженерного мышления у одаренной молодежи на базе инженериады специализированной образовательной среды, сформированной в Техническом университете Уральской горно-металлургическ
Читать PDF
8.80 мб

Формирование инженерного мышления и иноязычная подготовка: когнитивный подход

Леушина Ирина Владимировна
В статье рассматривается значение иноязычной подготовки студентов технического вуза для формирования инженерного мышления; особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся.
Читать PDF
578.63 кб

Психолого-педагогические аспекты проблемы развития инженерного мышления младших школьников

Нешумаев Михаил Викторович, Колесникова Анна Сергеевна, Цоцко Татьяна Валерьевна
В исследовании анализируются теоретические основы и собственное содержание понятия «инженерное мышление» так, как оно позиционируется внутри общенаучного и прикладного педагогического дискурса.
Читать PDF
826.18 кб

Формирование инженерного мышления в языковом образовании посредством проектной деятельности

Елсакова Наталья Николаевна
В статье предлагается решение проблемы формирования инженерного мышления обучающихся по техническим направлениям подготовки в языковом образовании посредством их творческой, проектной, профессионально направленной деятельности
Читать PDF
1.14 мб

О диалогичности мышления и его методологическом значении для инженерно-прикладных разработок

А. А. Степанов, Ю. М. Осипов