системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, И.м. позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.
Характерной чертой такого многоэкранного видения является способность выявлять и преодолевать технические и скрытые в них физические противоречия, целенаправленно генерировать при этом парадоксальные, еретические (с точки зрения формальной логики) идеи.
Истоками И.м. являются высокоразвитое творческое воображение и фантазия, многоэкранность и системность мышления, владение методологией инженерного творчества, что позволяет сознательно управлять процессом генерирования новых идей и их конструкторской проработкой.
Важнейшей характеристикой творческого И.м. является его системность.
К особенностям И.м. можно отнести: а) способность выявлять техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств; б) ориентацию мысли в наиболее перспективном направлении, с точки зрения законов развития технических систем; в) способность управлять психологическими факторами, осознанно форсировать творческое воображение.
Отсюда глобальная задача технического образования – формирование именно системного творческого технического мышления, для чего, кроме развития способности сознательно целенаправленно генерировать нестандартные технические идеи, необходимо овладеть методологией творчества, с тем чтобы рационально использовать базу общенаучных и специально-профессиональных знаний.
Реальная жизнь ставит перед инженером проблемы различного уровня сложности, требующие, соответственно, для своей специальности творчества различного уровня.
Чаще всего специалист сталкивается с решением проблем сегодняшнего дня, непрерывно возникающих на производстве, в КБ и т.д. и требующих немедленного осуществления.
Подчас они не выходят за рамки привычных задач и отражают объективную действительность, требуют традиционного отношения к окружающему миру, решение их зависит от развития только логического мышления. В таких проблемах противоречивость суждений, несовместимость мнений либо не содержится, либо их решение достаточно на уровне компромисса. Это творчество низшего уровня.
И.м. более высокого уровня творчества – среднего уровня – обладает способностью генерировать идеи по усовершенствованию производства, технологий, конструкций машин методами, применяемыми как в данной отрасли, так и в других сферах промышленности. Решения таких усложненных задач требуют нахождения путей устранения подобных противоречий, выходящих за пределы узких знаний специальности, проявления смелости мысли и настойчивости для реализации( или, как говорят «внедрения») новой идеи, преодоления негативной реакции окружающих (от простого непонимания до страха перед неизвестным).
Высший уровень И.м. также характеризуется способностью инженера самостоятельно устранять возникающие в процессе работы разного рода технические противоречия и находить необходимые решения не в технике, а в современной науке, используя ред-ко применяемые физические, химические, математические и другие эффекты и явления.
Высочайшие уровни развития И.м. характеризуются использованием средств разрешения возникающих противоречий, лежащих, как правило, за пределами достижений науки. Втаких случаях сначала делается открытие, а затем, опираясь на новые научные данные, решаются сложные производственные проблемы. Инженерное творчество этих уровней, основой которых является соответствующий уровень инженерного мышления, – среднего, высшего и высочайшего непосредственно предопределяет технический прогресс, его стратегические направления. Вполне очевидно – важнейшая цель деятельности инженера состоит именно в том, чтобы активно двигать научно-технический прогресс, а это значит – создавать принципиально новые машины, технологии, материалы. Здесь не всегда помогут формальная логика и опыт. Скорее наоборот – сложившиеся стереотипы мышления, неизбежно усиливаемые узкой специализацией, заводят в тупик. Творческая мысль наталкивается на противоречие, которое, как подсказывает инженеру «здравый смысл», подкрепленный его профессиональным опытом, решить невозможно. Практика дает массу примеров удачного решения таких проблем человеком «со стороны», не специалистом в данной области. Так, юрист Ковалевский открыл новую эру в палеонтологии, химик Пастер и зоолог Мечников перестроили основы медицины, музыкант Гершель открыл планету Уран, ювелир Фултон построил первый пароход.
Секрет в том, что, на первый взгляд, «сильные», пионерские решения противоречат формальной логике, а потому еретичны, абсурдны, к ним нельзя подходить традиционными методами, не выявив противоречие, которое не дает данной технической системе развиваться дальше. Логическое мышление упирается в противоречие, как в тупик, и потому требует оставить решение задачи, как невозможное.
Единственный надежный способ продвижения вперед – это научить будущего инженера целенаправленно и осмысленно генерировать «сильные» идеи, для чего необходимо развить у него нестандартное мышление. Следовательно, инженерное мышление, как мышление нестандартное, должно обладать свойством осознанно отходить от логического, в необходимых случаях, и обращаться к логике парадоксальной.
Лит.: Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск, 1986; Боно Э. де. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении / Пер. с англ. – М., 1976. Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. – М., 1996. Зиновкина М.М., Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Азбука ТРИЗ. – М., 1997. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М., 1971.
М.М. Зиновкина