ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
составная часть профессиональной педагогики, которая направлена на подготовку специалистов, реализующих инженерную деятельность, и характеризуется специфическими целями, принципами, содержанием, формами организации, методами и средствами обучения. Этим определяются ее сущность, границы, объект и предмет. Объектом инженерной педагогики является педагогическая система подготовки инженерных кадров, а предметом – проектирование и реализация содержания профессионального образования, форм организации, методов и средств обучения. Инженерная педагогика раскрывает теорию и методику формирования проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других умений; теорию и методику формирования технических, технологических знаний, навыков и умений, специфических способов инженерной деятельности. Теория инженерной педагогики развивается под воздействием общественных потребностей в области инженерного образования, прогресса в сфере технических наук. Развитие инженерной педагогики происходит и в русле логического развития общепедагогических понятий и категорий: целей, принципов, содержания, форм, организации, методов, средств контроля и самоконтроля. Они формируют определенный уровень категориального строя, его системность, которая обеспечивается логико-методологическим основанием. Однако инженерная педагогика оперирует не только общепедагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для инженерной педагогики категориями выступают «научно-техническое познание», «инженерная деятельность», «личность специалиста», «общение в процессе профессиональной деятельности и др.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
составная часть профессиональной педагогики. Она направлена на подготовку специалистов, реализующих инженерную деятельность, и характеризуется специфическими целями, принципами, содержанием, формами организации, методами и средствами обучения. Этим определяется ее сущность, границы, объект и предмет.
Объектом И.п. является педагогическая система подготовки инженерных кадров, а предметом – проектирование и реализация содержания профессионального образования, форм организации, методов и средств обучения.
И.п. раскрывает теорию и методики проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других функций; теорию и методику обучения техническим, технологическим знаниям, навыкам и умениям, формирования специфических способов инженерной деятельности.
Теория И.п. развивается под воздействием общественных потребностей в области инженерного образования, развития технических наук, питающих И.п.
Развитие И.п. происходит и как логическое развитие общепедагогических понятий и категорий: целей, принципов, содержания, форм, организации, методов, средств контроля и самоконтроля. Они представляют определенный уровень категориального строя, его системность, которая обеспечивается логико-методологическим основанием.
Сохраняя педагогическую сущность, они ориентированы на инженерное образование, на практико-познавательное взаимодействие человека с техникой.
Вместе с тем И.п. не исчерпывается общими педагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для И.п. категориями выступают научно- техническое познание, инженерная деятельность, личность специалиста и общение в процессе профессиональной деятельности. Ни одна из этих категорий не является педагогической в собственном смысле слова. Это изначально философские и междисциплинарные категории. Но они являются важными и для И.п.
Научно-техническое познание представляет собой процесс овладения человеком объективно новыми естественнонаучными, техническими и технологическими знаниями в области науки, техники, производства, способами деятельности, предвидения перспектив их развития.
Инженерная деятельность – это динамическая система взаимодействий инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путем, опираясь на научные знания и способы деятельности.
Личность специалиста – это образованный, воспитанный, профессионально-компетентный человек с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособный к активной профессиональной и социальной деятельности.Общение – это установление и развитие деловых отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности, порождаемых потребностями в совместном труде, в управлении, в выработке единой стратегии взаимодействия, в обмене информацией, во взаимопонимании.
Каждая категория, обладая всеобщностью, позволяет рассматривать множество элементов содержания. Отражая наиболее общие явления, они синтезируют, систематизируют, структурируют частные научные понятия, аккумулируют в себе мысленное теоретическое представление (каркас) И.п.
Как видно, И.п. развивается в процессе фундаментальных и прикладных исследований. Рассматривать ее как систему только прикладных технических или общих педагогических знаний означает отбрасывать ее на десятилетие назад.
Научный статус понятий и категорий И.п. является методологической основой решения многих проблем подготовки инженерных кадров.
А.А. Кирсанов
Объектом И.п. является педагогическая система подготовки инженерных кадров, а предметом – проектирование и реализация содержания профессионального образования, форм организации, методов и средств обучения.
И.п. раскрывает теорию и методики проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других функций; теорию и методику обучения техническим, технологическим знаниям, навыкам и умениям, формирования специфических способов инженерной деятельности.
Теория И.п. развивается под воздействием общественных потребностей в области инженерного образования, развития технических наук, питающих И.п.
Развитие И.п. происходит и как логическое развитие общепедагогических понятий и категорий: целей, принципов, содержания, форм, организации, методов, средств контроля и самоконтроля. Они представляют определенный уровень категориального строя, его системность, которая обеспечивается логико-методологическим основанием.
Сохраняя педагогическую сущность, они ориентированы на инженерное образование, на практико-познавательное взаимодействие человека с техникой.
Вместе с тем И.п. не исчерпывается общими педагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для И.п. категориями выступают научно- техническое познание, инженерная деятельность, личность специалиста и общение в процессе профессиональной деятельности. Ни одна из этих категорий не является педагогической в собственном смысле слова. Это изначально философские и междисциплинарные категории. Но они являются важными и для И.п.
Научно-техническое познание представляет собой процесс овладения человеком объективно новыми естественнонаучными, техническими и технологическими знаниями в области науки, техники, производства, способами деятельности, предвидения перспектив их развития.
Инженерная деятельность – это динамическая система взаимодействий инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путем, опираясь на научные знания и способы деятельности.
Личность специалиста – это образованный, воспитанный, профессионально-компетентный человек с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособный к активной профессиональной и социальной деятельности.Общение – это установление и развитие деловых отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности, порождаемых потребностями в совместном труде, в управлении, в выработке единой стратегии взаимодействия, в обмене информацией, во взаимопонимании.
Каждая категория, обладая всеобщностью, позволяет рассматривать множество элементов содержания. Отражая наиболее общие явления, они синтезируют, систематизируют, структурируют частные научные понятия, аккумулируют в себе мысленное теоретическое представление (каркас) И.п.
Как видно, И.п. развивается в процессе фундаментальных и прикладных исследований. Рассматривать ее как систему только прикладных технических или общих педагогических знаний означает отбрасывать ее на десятилетие назад.
Научный статус понятий и категорий И.п. является методологической основой решения многих проблем подготовки инженерных кадров.
А.А. Кирсанов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.