ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
составная часть профессиональной педагогики, которая направлена на подготовку специалистов, реализующих инженерную деятельность, и характеризуется специфическими целями, принципами, содержанием, формами организации, методами и средствами обучения. Этим определяются ее сущность, границы, объект и предмет. Объектом инженерной педагогики является педагогическая система подготовки инженерных кадров, а предметом – проектирование и реализация содержания профессионального образования, форм организации, методов и средств обучения. Инженерная педагогика раскрывает теорию и методику формирования проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других умений; теорию и методику формирования технических, технологических знаний, навыков и умений, специфических способов инженерной деятельности. Теория инженерной педагогики развивается под воздействием общественных потребностей в области инженерного образования, прогресса в сфере технических наук. Развитие инженерной педагогики происходит и в русле логического развития общепедагогических понятий и категорий: целей, принципов, содержания, форм, организации, методов, средств контроля и самоконтроля. Они формируют определенный уровень категориального строя, его системность, которая обеспечивается логико-методологическим основанием. Однако инженерная педагогика оперирует не только общепедагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для инженерной педагогики категориями выступают «научно-техническое познание», «инженерная деятельность», «личность специалиста», «общение в процессе профессиональной деятельности и др.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
составная часть профессиональной педагогики. Она направлена на подготовку специалистов, реализующих инженерную деятельность, и характеризуется специфическими целями, принципами, содержанием, формами организации, методами и средствами обучения. Этим определяется ее сущность, границы, объект и предмет.
Объектом И.п. является педагогическая система подготовки инженерных кадров, а предметом – проектирование и реализация содержания профессионального образования, форм организации, методов и средств обучения.
И.п. раскрывает теорию и методики проектировочных, конструктивных, гностических, коммуникативных, управленческих и других функций; теорию и методику обучения техническим, технологическим знаниям, навыкам и умениям, формирования специфических способов инженерной деятельности.
Теория И.п. развивается под воздействием общественных потребностей в области инженерного образования, развития технических наук, питающих И.п.
Развитие И.п. происходит и как логическое развитие общепедагогических понятий и категорий: целей, принципов, содержания, форм, организации, методов, средств контроля и самоконтроля. Они представляют определенный уровень категориального строя, его системность, которая обеспечивается логико-методологическим основанием.
Сохраняя педагогическую сущность, они ориентированы на инженерное образование, на практико-познавательное взаимодействие человека с техникой.
Вместе с тем И.п. не исчерпывается общими педагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для И.п. категориями выступают научно- техническое познание, инженерная деятельность, личность специалиста и общение в процессе профессиональной деятельности. Ни одна из этих категорий не является педагогической в собственном смысле слова. Это изначально философские и междисциплинарные категории. Но они являются важными и для И.п.
Научно-техническое познание представляет собой процесс овладения человеком объективно новыми естественнонаучными, техническими и технологическими знаниями в области науки, техники, производства, способами деятельности, предвидения перспектив их развития.
Инженерная деятельность – это динамическая система взаимодействий инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путем, опираясь на научные знания и способы деятельности.
Личность специалиста – это образованный, воспитанный, профессионально-компетентный человек с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособный к активной профессиональной и социальной деятельности.Общение – это установление и развитие деловых отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности, порождаемых потребностями в совместном труде, в управлении, в выработке единой стратегии взаимодействия, в обмене информацией, во взаимопонимании.
Каждая категория, обладая всеобщностью, позволяет рассматривать множество элементов содержания. Отражая наиболее общие явления, они синтезируют, систематизируют, структурируют частные научные понятия, аккумулируют в себе мысленное теоретическое представление (каркас) И.п.
Как видно, И.п. развивается в процессе фундаментальных и прикладных исследований. Рассматривать ее как систему только прикладных технических или общих педагогических знаний означает отбрасывать ее на десятилетие назад.
Научный статус понятий и категорий И.п. является методологической основой решения многих проблем подготовки инженерных кадров.
А.А. Кирсанов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
441.98 кб

Инженерная педагогика школы

Калекин А.А.
Обосновывается использование инженерной педагогики при подготовке бакалавров педагогического об- разования для работы в профильных школах с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников в выборе професси
Читать PDF
675.67 кб

Педагогика в инженерном образовании

Сазонова З.
Читать PDF
1.65 мб

Казанский центр инженерной педагогики

Иванов Василий Григорьевич, Гурье Лилия Измайловна
В статье рассматриваются предпосылки и факторы возникновения инженерной педагогики как отрасли педагогического знания, ее развитие в рамках научной школы Казанского национального исследовательского университета.
Читать PDF
500.91 кб

Адольф Мелецинек и инженерная педагогика

Приходько Вячеслав Михайлович, Сазонова Зоя Сергеевна
В статье анализируется зарождение и развитие инженерной педагогики в России и в зарубежных странах.
Читать PDF
196.25 кб

Инженерная педагогика: попытка типологии

Иванов Василий Григорьевич, Сазонова Зоя Сергеевна, Сапунов Михаил Борисович
Статья представляет собой размышление о методологическом статусе инженерной педагогики, т.е. носит проблемно-рефлексивный характер.
Читать PDF
1.05 мб

Инженерная педагогика: от теории к практике

Сазонова З. , Соколова Л.
Читать PDF
118.50 кб

Традиции и инновации в инженерной педагогике

Читать PDF
100.79 кб

Международное общество по инженерной педагогике

Мелецинек А. , Приходько В. , Жураковский В. , Федоров И.
Читать PDF
305.43 кб

Инженерная педагогика: методологические вопросы

In the framework of Tatarstan Gas and Petrochemical Forum (Kazan', September 7-8) a round table discussion "Engineering Pedagogy: Methodological Issues" was held.
Читать PDF
653.04 кб

Центр инженерной педагогики МАДИ: Актуальные задачи

Сазонова Зоя Сергеевна
В статье представлен материал об истории создания и развитии Центра инженерной педагогики МАДИ.
Читать PDF
154.06 кб

Инженерная педагогика и проблемы дизайн-образования

Романов Р. , Лысенко В. , Тюрина Е.
Читать PDF
141.92 кб

Инженерная педагогика: от сотрудничества к синергии

Осипов Пётр Николаевич
Современного инженера отличает умение работать в коллективе, искусство управлять людьми.
Читать PDF
155.99 кб

Инженерная педагогика: практико-ориентированный подход

Двуличанская Наталья Николаевна, Пясецкий Вячеслав Борисович
В работе обосновывается необходимость усиления практической направленности инженерного образования.
Читать PDF
312.70 кб

IGIP и тенденции инженерной педагогики в России и в мире

Приходько Вячеслав Михайлович, Соловьев Александр Николаевич
Изложены основные направления модернизации учебного плана Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) для подготовки и повышения квалификации преподавателей инженерных вузов, утвержденные на заседании Исполнительного к
Читать PDF
525.51 кб

Инновационные исследования в центре инженерной педагогики

Жураковский В. М., Приходько В. М., Сазонова З. С.