ИНВЕНЦИЯ

Найдено 1 определение
ИНВЕНЦИЯ
(от лат. шуепйо — ‘нахождение, изобретение’), или ИЗОБРЕТЕНИЕ РЕЧИ, — 1. Раздел теоретической риторики, в котором рассматриваются способы добывания и предварительной систематизации материала, в т.ч. нахождения и разработки Аргументов (см.) в соответствии с замыслом говорящего (пишущего). 2. Первый этап реализации Риторического канона (см.), состоящий в работе над содержанием речи (текста).
И. включает анализ ситуации (анализ аудитории; выбор темы, если она не была дана, обдумывание названия речи; проработку основных понятий темы речи с использованием специальной литературы; формулировку цели выступления с учётом состава аудитории и обстановки; выбор стратегии и тактик речевого общения) и развёртывание темы (нахождение, отбор и систематизацию материала по теме). На этапе И. необходимо ответить на вопросы: кому предназначается речь? что аудитория считает полезным, интересным, нравственным, прекрасным? каких убеждений и взглядов она придерживается? зачем (с какой целью) создаётся речь? что говорить? каков основной тезис речи и как он будет аргументирован? имеется ли резервный запас знаний по теме? Т.о., изобретение речи диалогично.
Традиционно И. включает учение о Топосах (см.), знание которых помогает разработать тему речи.
При отборе материала необходимо учитывать: 1) интересы аудитории, т.е. важность для неё найденной Вами информации, которая должна отличаться новизной, быть понятной и связанной с насущными проблемами слушателей/читателей: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика...» [Михальская 1996: 80]); 2) ваши познания и интересы, то, насколько хорошо вы знаете предмет речи (стремитесь отбирать такую информацию, которая даст вам больше знаний и по которой у вас опыта больше, чем у предполагаемого адресата); 3) ситуацию общения (как говорится в пословице, в доме повешенного о верёвке не говорят); 4) целесообразность информации (необходимо исходить из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства; «последствия каждого высказывания должны быть обдуманы» [Волков 2001: 357]); 5) время, отведённое для восприятия информации (не стремитесь передать всю найденную вами информацию — отберите главное) и её непротиворечивость (исключение составляют случаи, когда ваша цель — показать разные точки зрения и аргументировать свою). Отобранный и систематизированный на этапе И. материал используется как основа будущей речи.
На этапе И. нужно думать и о том впечатлении, которое вы произведёте на аудиторию. Это значит, что необходимо выбирать такой предмет речи, формулировать такой тезис и отбирать такие аргументы, чтобы ваш индивидуальный образ в глазах аудитории максимально соответствовал её представлениям об идеальном образе ритора [Волков 2001: 76].
Лит.: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учеб. пособие. М., Воронеж, 2002; Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: учеб. пособие для студ. гуманитарных факультетов вузов. М.,1998; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 1999; М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика: сб. статей / науч. ред. И.Б. Александрова, В. В. Славкин. М., 2008; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1996; Хазагеров Т.Г., Лобанов И.Б.Риторика. Ростов н/Д., 2004; Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. М., 2005.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
5.64 мб

Инвенции и симфонии: виртуальное моделирование для формирования основ архитектурной композиции

Рочегова Наталия Александровна
Ten-year practice of the MArkchI Laboratory of experimental teaching computer technology accompanying the classical course on the principles of architectural composition by computer compositional combinatorial modeling made it pos
Читать PDF
333.78 кб

Этап инвенции в подготовке текста профессионально-педагогического диалога на лингвистическую тему

Вострякова Т.И.
Профессионально-педагогический диалог, который следует рассматривать как собствует оптимальному решению задач обучения.
Читать PDF
162.31 кб

Менеджмент высоких технологий: научно-образовательные аспекты подготовки кадров для инвенциональной

Крючков В. Н., Полещенко К. Н., Разумов В. И.
В статье рассмотрены вопросы инвенциональной подготовки специалистов в Омском регионе. Предложены конкретные пути решения этих проблем. Сформулированы предложения по формированию инновационно-образовательной структуры в регионе.