Инвалид

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНВАЛИД
человек с приобретенными физическими недостатками.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Инвалид
человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Инвалид
лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Инвалид
лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность. К этой категории относят человека, имеющего нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или врожденными дефектами.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ИНВАЛИД
(invalidus – бессильный, слабый) — человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от вида дефекта, обусловливающего инвалидность, различают инвалидов по зрению, по слуху и др.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ИНВАЛИД
лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
В западных странах слова «инвалид», «инвалидность» считаются унизительными. Вместо них употребляются: «люди с ограниченными возможностями», «с особыми нуждами» и др.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ИНВАЛИД
лицо, возможности которого найти, сохранить выбранную работу и вернуться на прежнее рабочее место существенно ограничены в связи с его физическими, сенсорными, интеллектуальными или психическими нарушениями. Термин описывает взаимодействие трёх факторов: 1) физических или умственных недостатков; 2) ограничений в деятельности, которые влекут за собой такие недостатки; 3) ограничений в отношении участия, являющихся результатом дискриминации, стигматизации и социальных позиций, которые лишают людей возможности участвовать в жизни общества. Среди причин инвалидности выделяют шесть основных категорий: 1) инфекционные и паразитарные болезни; 2) врожденные и внутриутробные аномалии; 3) прочие болезни и состояния; 4) повреждения или травмы (различаются: дорожно-транспортные аварии, прочий транспортный травматизм, случайные отравления и повреждения или травмы в результате случайных падений, пожаров и военных действий); 5) прочие причины, включая естественные факторы и факторы окружающей среды; 6) неизвестные причины. Литература: [8; 10; 74].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

ИНВАЛИД
(от лат. invalidus – слабый, немощный) – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность. К этой категории относят человека, который имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В западных странах слова «инвалид», «инвалидность» считаются унизительными. Вместо них употребляются – «немощный» «с особыми нуждами», «трудный в воспитательном отношении», «с особыми адаптивными возможностями».
* Ограничение жизнедеятельности человека – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
* Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ИНВАЛИДЫ
Психолого-педагогические аспекты реабилитации. Лат. слово «инвалид» (invalid) букв, означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, к-рые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. В рус. языке это слово укоренилось в 18 в.; первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, к-рые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее, в 19 в. к И. стали относить лиц, полностью или частично утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Долгое время при характеристике И. акцент делался именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности. Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной проф. деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечить свое существование, преим. внимание до сер. 20 в. уделялось мед. аспектам нарушений трудоспособности и проблемам материальной помощи И.
До нач. 20 в. в России и за рубежом осн. внимание уделялось призрению И. гл. обр. за счет благотворит. пожертвований. Создавались соответствующие учреждения, призванные восполнить недостаток материальных средств к существованию И. Важная роль в благотворит. помощи И. принадлежала релаг. орг-циям.
В нач. 20 в. были высказаны идеи о необходимости такой помощи, к-рая давала бы И. возможность вести достаточно самостоятельный образ жизни. Было пересмотрено и само понятие «инвалидность», к-рое с тех пор расценивается как сложная биопсихосоциальная категория.
По данным ООН, в нач. 90-х гг. в мире насчитывалось ок. 500 млн. И. (примерно 10% населения); в промышденно развитых странах этот показатель выше среднемирового, напр., в США насчитывается 46 млн. И. (ок. 20% населения). В Рос. Федерации в 1990 на учете в отделах социального обеспечения состояло ок. 3,4 млн. И., однако по разным оценкам общее число И. составляло св. 8 млн. чел.; детей и подростков до 16 лет, к-рые относятся к категории И. и получают соответствующие пенсии и пособия, состояло на учете св. 295 тыс.
Для человека, ставшего И., начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется обществ. статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биол. и социальных потребностей. Общество вынуждено тратить Значит. материальные средства, компенсируя выключение И. из осн. сферы жизнедеятельности — труда. С учетом этих обстоятельств начала развиваться реабилитация как наука и как система мер, направленных не только на уменьшение воздействия инва-лидизирующих факторов и условий, но и на обеспечение возможности для И. достичь социальной интеграции, вернуться либо максимально приблизиться к полноценному обществ. бытию.
Необходимость развития реабилитации И. продиктована не столько ее экон. значимостью (т. е. уменьшением доли затрат общества на помощь И.), сколько возрастающим пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможности для наиб. полной самореализации, что инвалид в большинстве случаев способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями, вызванными нарушениями функции организма.
Началом организов. междунар. политики в сфере реабилитации И. принято считать основание в 1922 орг-ции «Международная реабилитация». В 1933 в Нью-Йорке под руководством Дж. Смита был создан Ин-т калек и инвалидов — первый в мире центр всесторонней реабилитации.
В 1930 в Москве был создан Н.-и. ин-т экспертизы трудоспособности, впоследствии переименованный в Центр. н.-и. ин-т экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). Первоначально осн. внимание ученых уделялось экспертизе остаточной трудоспособности И. и оценке проф. пригодности для выполнения той или иной работы. Однако уже в 30-х гг. велись также исследования по компенсации нарушенных психич. функций, разрабатывались методы и приемы проф. обучения нек-рых категорий И. (в частности, при инвалидности как следствии психич. заболеваний).
Реально понятие реабилитации было внедрено в мед. практику и трудовую экспертизу лишь в 60—70-х гг. Над методологией этого науч.-практич. направления плодотворно работал психиатр M. M. Кабанов. Он указывал, что реабилитация — это не просто профилактика, лечение и трудоустройство, а принципиально новый подход к больному, повторная социализация, восстановление личного и социального статуса инвалида. Кабанов определил осн. стержень реа-билитац. программ — апелляция к личности. Им были сформулированы гл. принципы реабилитации: партнерство медика и инвалида, активное участие больного в реабилитации; разносторонность усилий (сочетание профессиональной, семейной и мн. др. сфер реабилитации); единство психосоциального и биол. методов воздействия, ступенчатость, по-этапность.
В. П. Беловым, возглавлявшим в 70-е гг. ЦИЭТИН, были выделены этапы реабилитации: медицинская (комплекс разл. форм восстановит, лечения), профессиональная (врачебно-трудовая экспертиза, проф. обучение и переобучение, рациональное трудоустройство), социально-психологическая (активное психотерапев-тич. воздействие на личность больного с целью восстановления социальных связей). Сотрудником ЦИЭТИН В. М. Коганом была разработана классификация типов нарушения умственной работоспособности при инвалидности и было положено начало разработке соответствующей классификации профессий, наиб. адекватно соответствующих требованиям реабилитации И. Т. о., наметился отход от традиционно узкой нозологической трактовки инвалидности в профориентации и трудоустройстве, к-рый, однако, в реальной практике органов социального обеспечения не преодолен по сей день; трудовые рекомендации строятся по схеме конкретное заболевание — варианты конкретных профессий.
Успешность реабилитации зависит от учета ряда психол. и пед. факторов. К одной группе таких факторов относятся первичные нарушения, вызванные самим заболеванием (расстройства высших психич. функций, выраженные асте-нич. проявления и т. п.). Эти и подобные нарушения могут резко затруднить процесс обучения новой профессии, адаптации в новых условиях производств. деятельности, а в ряде случаев препятствуют даже восстановлению утраченных вследствие заболевания навыков самообслуживания .
К др. группе факторов относятся вторичные нарушения, вызванные болезнью и инвалидностью. Как указывал Л. С. Выготский, решает судьбу личности не дефект, а его социальные последствия. Реакция И. на свое состояние может быть различна и нередко препятствует социально-трудовой реабилитации. В общем виде реакции такого рода можно подразделить на следующие типы: адекватный (соответствующий объективному состоянию человека), ипохондрический и анозогнозический. Неадекватные типы реакций негативно влияют на возможности реабилитации: при ипохондрич. типе наблюдается слабость побуждений, заниженная самооценка здоровья, неверие в свои возможности и как следствие — нежелание активно включаться в реабилитац. процесс; при анозогнозич. типе — отрицание к.-л. влияния болезни и инвалидности на возможности человека, нежелание изменить свой образ жизни в соответствии с возможностями — нередки случаи столкновения с непреодолимыми препятствиями, приводящие к фрустрации, к краху жизненных планов, отрыву от реальности.
Третья группа факторов, влияющих на возможности реабилитации, связана с взаимоотношениями И. и общества. Болезнь и инвалидность, наступившие в зрелом возрасте, нередко ведут к изменениям мотивационно-потребностной сферы, ценностных ориентации и др. личностных характеристик. Чувство зависимости от других людей, потребность в особых условиях нередко влекут за собой снижение самооценки, чувство неполноценности, ущербности, эмоционально-волевые нарушения, сужение круга общения из-за невозможности в полной мере выполнять прежние социальные роли. Все это также отрицательно сказывается на социальной адаптации инвалидов. С другой стороны, специалисты отмечают, что и отношение здоровых к инвалидам отмечено недоверием, напряженностью, неприязнью, доходящей до враждебности. Инвалидам приписываются такие черты, как хитрость, озлобленность, лицемерие, недооценка своих трудовых возможностей, недоброжелательность, завистливость и т. п. Инвалидов оценивают скорее на основании групповой принадлежности, чем индивидуальных характеристик. Такое отношение усугубляет изоляцию инвалида от привычного социального окружения (включая семью), влечет трудности в устройстве на работу.
Названные факторы определяют круг практич. задач реабилитации инвалидов: определение социальных, психол., образовательных и проф. параметров места, где инвалид может быть оптимально трудоустроен; помощь инвалиду в оценке своего состояния, в формировании адекватного представления о своей болезни, эмоциональная поддержка в периоды депрессии, помощь в развитии навыков общения; определение соматич. и психич. симптомов, устранение или ослабление к-рых возможно мед. средствами, направление инвалида в соответствующее мед. учреждение; проведение тестирования для определения особенностей психич. деятельности, личностных характеристик, проф. интересов в целях профориентации.
Важной задачей является совершенствование системы проф. обучения и профориентации И. В нач. 90-х гг. в России действовало св. 50 уч. заведений для инвалидов, где они обучались по 21 профессии, основными из к-рых являлись портной (39,1%), бухгалтер (17,9%), механик (13,4%), обувщик (4,7%), часовщик (3,7%). Согласно психол. классификации Е. А. Климова, эти профессии принадлежат к типам «человек — знаковая система» и «человек — техника». Однако установлено, что мн. инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа «человек — человек к Серьезную проблему представляет комплектование уч. заведений для инвалидов. До нач. 90-х гг. этот процесс осуществлялся стихийно, в результате чего в одном классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающие разл. формами патологии — сердечно-сосудистыми, психич. заболеваниями, нарушениями опорно-двигат. аппарата и др. При этом часто не учитывались особенности инвалидов ст. возрастной группы, к-рые, имея проф. навыки, нуждаются не в обучении, а в переобучении.
Специфика разл. нарушений требует соответствующих программ и методов обучения и часто специализиров. уч. заведений. Совершенствование дифференциров. системы обучения инвалидов может осуществляться за счет реализации принципов: учет структуры нарушений психич. и интеллектуальной деятельности, а не усредненного образа заболевания; опора на сохранные психич. и физич. функции; использование прошлого проф. опыта И. В России в вузах обучалось незначит. число И.; в 1991 на очных отд. 136 вузов насчитывалось 648 студентов-инвалидов. Первые спец. вузы для И. открыты в Москве: Ин-т иск-в (1990), Моск. ин-т-интернат для И. с нарушением опорно-двигат. системы (1991).
Инвалидность в детском возрасте. Нек-рые формы наследств. патологии, родовые травмы, а также тяжелые заболевания и травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом. В дефектологии подробно изучена специфика сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигат. нарушений, свойственных аномальным детям. Конкретный дефект (потеря зрения или слуха при аномалиях соответствующих анализаторов, моторные нарушения при дет. церебральном параличе и др.) накладывает специфич. отпечаток на формирование познават. процессов личности ребенка. Однако не все аномальные дети могут быть отнесены к И. Значит. часть детей с сенсорными дефектами при помощи спец. средств коррекции (слуховые аппараты для слабослышащих, очки и контактные линзы для слабовидящих) способны в определенной мере преодолеть ограничения, накладываемые дефектом. В результате коррекционно-воспитат. работы они достигают практически полной социальной адаптации и способны к обществ. и проф. самоопределению. Аномальные дети с легкой интеллектуальной недостаточностью также в пределах своих возможностей достигают приемлемого уровня социальной адаптации и не могут быть оценены как И.
В то же время среди детей-инвалидов немало тех, кого не следует относить к категории аномальных детей, т. к. физич. дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это касается прежде всего детей, к-рые в результате травм и заболеваний оказываются ограниченными в движениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психич. развития.
Специфика дет. инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности в этом случае возникает в период формирования высших психич. функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Инвалидность, наступившая в зрелом возрасте, требует восстановления (хотя бы частичного) социальных функций человека на основе уже сформировавшейся личности; дет. инвалидность представляет еще более серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование.
Дети-инвалиды лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практич. деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психич. функций.
Отрицат. эмоциональные переживания, хронич. неудовлетворенность и т. п. могут приводить к патологич. изменениям характера, искажениям в формировании личности. Все эти особенности детей-инвалидов требуют особого подхода в обучении и воспитании.
Специфика воспитания детей-инвалидов состоит в преимущественно коррек-ционной направленности этого процесса. От лиц, осуществляющих обучение и воспитание, прежде всего требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практич. и теоретич. опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолеть накладываемые инвалидностью ограничения. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей. Необходимо в доброжелательной и поощрительной манере формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к развитию тех способностей и склонностей, к-рые могут способствовать макс, самореализации. Создание соответствующих этим требованиям условий — комплексная проблема; ее решение во многом зависит от гуманистич. ориентации общества и принятых социально-экон. механизмов реабилитации И.
Научные организации в сфере реабилитации. В Рос. Федерации разработкой психолого-пед. и социально-психол. аспектов реабилитации И. занимаются ЦИЭТИН в Москве и его филиал в Ростове, Н.-и. ин-т экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, Психоневрологич. ин-т им. В. M. Бехтерева — оба в Санкт-Петербурге. ЦИЭТИН ежегодно выпускает три сборника науч. тр.: «Проф. ориентация, проф. обучение и трудовое устройство инвалидов», «Психол. исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы», «Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов». В журн. «Здравоохранение Российской Федерации» имеется спец. раздел, поев, вопросам социально-трудовой реабилитации.
наиб. крупные заруб. орг-ции, занимающиеся проблемами реабилитации И.,— «Международная реабилитация», осн. в 1922 и насчитывающая 135 организаций-членов из 81 страны; «Нац. центр средств обучения калек» (National Center on Educational Media & Materials for the Handicapped, Колумбус, США); «Нац. ассоциация реабилитационного консультирования» (National Rehabilitation Co-unseling Association, Вашингтон, США).
Статьи, поев, психолого-пед. аспектам реабилитации, публикуются в журн. «International Rehabilitation Review» («Междунар. обозрение реабилитации», США), «Journal of Rehabilitation» («Журнал реабилитации», США), «Die Rehabilitation» («Реабилитация», ФРГ) и др.
Лит.: Методологич. и организационные вопросы реабилитации инвалидов, М., 1973; Клинич. и организационные основы реабилитации психически больных, М., 1980; Айшервуд M. M., Полноценная жизнь инвалида, пер. с англ., М., 1991; W r i g h t G. N., Total rehabilitation, Boston, 1980. H. Б. Шабалина, Т. А. Добровольская; С. С. Степанов (Инвалидность в детском возрасте).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.92 кб

В центре внимания студент-инвалид

Зайцев Дмитрий Викторович
В статье рассмотрены условия эффективного интегрированного обучения в высшей школе. Определены направления повышения качества получаемого инвалидами высшего образования.
Читать PDF
153.49 кб

Инвалид по зрению в системе непрерывного образования

Гилилов Евгений Исаакович
Читать PDF
116.43 кб

Научное обоснование модели социальнопедагогического сопровождения социальной адаптации детей-инвалид

Давыдова Т.А.
Комплекс методов и результатов исследования, представленных в статье, позволяет создать представление о социальной адаптации детейинвалидов, обучающихся на дому.
Читать PDF
3.90 мб

Изучение мнения населения Воронежской области о возможностях и способностях граждан, имеющих инвалид

Анищева Людмила Ивановна, Ащеулов Юрий Борисович, Остапенко Роман Иванович
Представлены результаты анкетного опроса, проведенного с 26 октября по 23 ноября 2017 г.
Читать PDF
375.68 кб

Инклюзивное высшее образование как часть жизненной траектории: опыт выпускников НГУ, имеющих инвалид

Богомолова Татьяна Юрьевна, Коржук Софья Владимировна
Повышение степени «дружелюбия» системы образования в отношении индивидов с инвалидностью (людей с ограниченными возможностями здоровья), особенно развитие инклюзивного образования, это относительно недавно сформировавшийся гуманис
Читать PDF
332.87 кб

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИД

Романенкова Д.Ф.
В статье исследуются развитие инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации.
Читать PDF
160.69 кб

Правовые предпосылки создания нового образовательного сектора по вопросам доступной среды для инвали

Мясников И.Р.
В статье на основе анализа законодательных актов обосновывается необходимость организации дополнительного обучения широких слоев специалистов и руководящих работников в повседневной работе с инвалидами
Читать PDF
209.75 кб

Психокоррекционная помощь детям-инвалидам с детским церебральным параличом в амбулаторных условиях

Калягин М. А., Гельман Э. Б., Ковтун Н. А.
Читать PDF
1,004.60 кб

Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвали

Кашинская Ольга Викторовна
В статье рассмотрены отдельные аспекты комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в инклюзивной образовательной организации; представлены существующие в науке и пр
Читать PDF
186.15 кб

Функции социального педагога, работающего с детьми-инвалидами

Ромашина Е. В.
Читать PDF
177.92 кб

Семинар по повышению квалификации специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами

Читать PDF
233.69 кб

Социально- педагогический потенциал университета в работе с детьми- инвалидами

Березкин И.С., Корнев А.В., Солярская С.Н., Шмелева Е.А.
Читать PDF
0.00 байт

Психолого-педагогические и технологические основы профориентационной работы с абитуриентами-инвалида

Романенкова Дарья Феликсовна, Романович Наталья Анатольевна
Статья посвящена описанию особенностей профориентационной работы, осуществляемой с абитуриентами-инвалидами в вузе в виртуальной образовательной среде.
Читать PDF
552.19 кб

Культурно-досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида

Зиатдинова Гульфия Равкатовна
Рассмотрен потенциал культурно-досуговой деятельности, которая в силу своего компенсаторного характера обладает значительными педагогическими ресурсами социализации личности ребенка-инвалида.
Читать PDF
0.00 байт

Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности

Зиатдинова Г. Р.
В статье раскрыты социально-педагогические, культурологические и организационно-методические возможности технологий культурно-досуговой деятельности, которые помогают инвалиду осваивать социальные роли и коммуникативные навыки, не

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • РЕБЕНОК-ИНВАЛИД

    статус, который определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих
  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида

    разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДА

    это многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда: на его прежнем или новом рабочем месте, а если эт
  • Социально-педагогическая работа с инвалидами

    деятельность по сопровождению процесса социализации ребенка-инвалида, а также работа по нормализации социально-психологического функционирования лиц, имеющих в семье детей-инвалидов.
  • Инвалидность

    стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
  • Социальная защита инвалидов

    система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направ
  • Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов

    гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.
  • ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ СВЕТОЗАР

    организация, объединяющая молодых людей в возрасте 18 лет и старше с церебральным параличом, тяжелыми заболеваниями позвоночника, людей с миопатией, ревматоидным полиартритом и ампутантов. Цель о
  • Конвенция ООН о защите прав инвалидов (2007)

    является 1-ой конвенцией о правах человека в 21ом веке. Конвенция включает статью по системе инклюзивного обучения (статья 24): «Страны-участницы признают право инвалидов на образование. Осознавая э
  • Профессионально-трудовая реабилитация инвалидов

    комплекс мер, направленных на восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов в доступных для него условиях труда, на достижение инвалидом материальной независимости. Профессиональ
  • ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ БАЗОВАЯ

    гарантированный государством перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам безвозмездно за счет федерального бюджета.
  • ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

    разработанный на основе решений Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, объемы, ср
  • РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

    система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызв
  • Социальная реабилитация инвалидов

    система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно бытовой деятельности.
  • ДОСТУП ИНВАЛИДОВ К СОЦИАЛЬНЫМ ПРАВАМ

    возможность владеть и пользоваться юридическими и социальными правами, сопутствующими конкретному типу достоинства. Для каждого человека последнее означает способность выбирать, участвовать и
  • ИНВАЛИДЫ С ДЕТСТВА

    лица, получившие инвалидность с рождения или после рождения в детском возрасте. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (лат. individuum – особь) — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенност
  • Дети-инвалиды

    дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. Некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, а также тяжелые заболевания и травмы, перен