Интернациональное воспитание
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления интернационального сознания учащихся занимает содержание образования (изучение истории, литературы, правовых основ и др.).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Интернациональное воспитание
воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремлениZ к национальной консолидации. Частью интернационального воспитания является интерсоциальное воспитание. Основой интернационального воспитания является воспитание национальное, с глубоким знанием своей собственной национальной культуры.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ
в контексте конкретных национальных особенностей того или иного субъекта государства, с учетом гражданско-патриотических ценностей отечественной педагогики совершенно необходимо преломление глобальных идей поликультурного образования и воспитания через призму В. и. Однако, как показал анализ современной педагогической литературы, термин «поликультурное образование и воспитание» в последнее десятилетие ХХ века постепенно вытесняет со страниц педагогической литературы термин В. и. Если Б. Т. Лихачев необходимым элементом гражданского воспитания считал В. и., под которым понимал «формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства», и установил в своей работе связь гражданско-патриотического и В. и., выражающегося в проявлении культуры межнационального общения, чувства интернационализма, противопоставленного национализму и шовинизму, то в «Педагогическом энциклопедическом словаре» (2002) термин В. и. отсутствует. Отличительным признаком В. и. представляется формирование не только культуры межнационального общения и толерантности, но и нетерпимости к национализму, расизму и шовинизму, развитие чувства гражданской ответственности за реализацию равноправия всех народов страны. Этот термин, как и практическое воплощение понятия в школьной воспитательной работе, несправедливо игнорируют как пережиток «коммунистического прошлого». Между тем поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь с убеждениями, значительная часть которых формируется в школе, не занимающейся В. и. Полагаем, что устранение В. и. из школьной практики в 90-х гг. XX в. отчасти сделало возможным проявление межнациональных конфликтов; не будем забывать, что существуют юношеские националистические организации, а ряды «скинхедов» и тому подобных «борцов за справедливость», исповедующих идеи нацизма, пополняются за счет подростков, сегодняшних и вчерашних школьников. Xотя теория и практика В. и. советской школы были несвободны от идеологических штампов, нельзя абсолютно отрицать его положительные результаты – развитие в воспитанниках тех убеждений и качеств личности, без которых не может жить ни один человек в многонациональном сообществе, каковым является постсоветское пространство современных государств (Лихачев Б. Т. Педагогика. – М., 1992. – С. 274; Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 2000. – С. 248). А. А. Перминова
Источник: Глоссарий современного образования.