ИНТЕРФЕЙС КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

Найдено 1 определение
ИНТЕРФЕЙС КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ
организация диалога с компьютером; все то, с помощью чего учащийся общается с программой.
Организация интерфейса очень важное потребительское качество программного продукта учебного назначения, поскольку учащемуся необходимо быстро и просто освоить правила управления программой. Ему необходимо обеспечить возможность сконцентрироваться на изучаемом предмете и как можно меньше думать о способах общения с компьютером.
Кроме того, интерфейс должен отражать специфику изучаемой дисциплины, в частности, адекватно отображать и воспринимать принятый в дисциплине язык.
Основными факторами, определяющими удобство работы пользователя (преподавателя или учащегося) в диалоговом интерфейсе, являются:
а) гибкость диалога, т.е. возможность пользователя приспособить диалог под свои нужды и адаптировать систему;
б) ясность диалога, т.е. возможность легко понять основы функционирования программы за счет того, что:
система предоставляет структурированный список своих функций; система способна объяснить свое состояние и действия;
в аналогичных ситуациях от пользователя требуются аналогичные действия; организация диалога ясна для пользователя, естественна, наглядна и логична:действия системы предсказуемы;
в) легкость обучения и использования, т.е. возможность учиться пользованию программой в процессе работы за счет того, что программа предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя;
г) надежность, т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам учащегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий;
д) стандартизация интерфейса, т.е. сходство с существующими стандартами типа IBM, MS Windows и др.
Организация диалога в обучающей программе несет в себе две функции, которые важно различать:
диалог для управления программой; диалог в терминах предметной области.
Для реализации каждой из этих функций следует придерживаться соответствующих стандартов.
Общие признаки удобного интерфейса могут быть сформулированы так: использование пиктограмм для организации управляющего диалога; меню-ориентированность;
контекстно-зависимая справочная информация (Help);
возможность использования для ввода как мыши, так и клавиатуры с использованием «горячих клавиш», стрелок, клавиши табуляции и т.п.; единые правила работы со всеми меню;
Esc либо игнорируется, либо используется только для выхода из любого режима на более высокий уровень с отменой произведенных изменений;
запрос подтверждения в «опасных» ситуациях (выход из программы, потеря информации и т.п.);
одинаковый или сходный и легко доступный выход из любого режима;
информация о происходящем без участия пользователя процессе (например, длительный счет, обмен с внешними устройствами и т.п.);
возможность прерывания длительных процессов;
корректная обработка аварийных ситуаций внешних устройств (например, неготовность принтера);
обработка некорректных действий пользователя;
ввод информации с клавиатуры прост и естествен для пользователя.
К созданию программ для обучения обязательно привлечение хорошего дизайнера графики, понимающего проблемы обучения. Его главная задача – организовать вывод информации таким образом, чтобы в каждый момент времени концентрировать внимание пользователя на необходимой информации.
К признакам качественного экранного дизайна можно отнести следующие свойства: легко воспринимаемый с экрана, логично организованный текст, рисунок и звук;отображение на экране только необходимой информации;
использование графической информации для пояснения вербальных утверждений; мотивированное чередование стилей оформления.
Очень важен вопрос цветового решения интерфейса. Интуиции разработчика здесь недостаточно, так как восприятие людей очень индивидуально. В целом можно рекомендовать:
не злоупотреблять пестротой палитры; не использовать темные цвета для фона;
подбирать разные цвета для разных по смыслу окон и одинаковые для аналогичных; красным цветом выделять только аварийные сообщения;
помечать временные сообщения (например, окном с тенью);
использовать палитру цветов, поддерживаемую всеми инструментальными средами.
Лит.: Информатика и образование. 1995. № 3; Компьютерные технологии в высшем образовании. – М., 1994.
О.Б. Ховов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.