ИНТЕНСИВНОСТЬ

Найдено 1 определение
ИНТЕНСИВНОСТЬ
одна из составляющих лингвопрагматической категории Экспрессивности (см.); содержанием И. является свойство языковой/речевой единицы служить средством выделения, подчёркивания субъективно-модальной информации в высказывании/тексте. Языковые средства, реализующие категорию И., носят название интенсификато-ров (интенсивов). Ср.: Я рад — Я очень рад — Как я рад!
И. реализуется разными средствами: аффиксацией (силища, носище),повторами (Помогите! Помогите!),компаративными формами прилагательных (добрее, добрейший, наидобрейший)и наречий (лучше, быстрее, тише), лексической синонимией градационного типа (большой, огромный, гигантский), переносными значениями некоторых слов (умять — ‘съесть быстро и много’, стрекотать — ‘ говорить быстро, без умолку’), специализированными словами-интенсификаторами (очень, чрезвычайно и т.п.), определёнными типами фразеологизированных структур (Что за характер! Всем пирогам пирог!) и др. И. может достигаться также использованием разного рода стилистических приёмов.
Выделяется также функциональная семантико-стилистическая категория акцентноcти, определяемая как «одна из текстовых категорий, представляющая собой систему акцентуаторов — разноуровневых языковых, собственно текстовых, графически оформленных средств, объединённых функционально-семантически на текстовой плоскости для смыслового выделения концептуально важных, по мнению автора, моментов содержания текста, привлечения к ним внимания, убеждения адресата в правильности авторской точки зрения и достижения таким образом взаимопонимания между отправителем и получателем сообщения; структурирована по принципу поля» [Иванова 2003: 120]. Согласно этой концепции, одним из микрополей категории акцентности является микрополе усиления, в рамках которого выделены актуализаторы-усилители. Последние могут рассматриваться, с нашей точки зрения, как синонимы терминов «интенсификаторы», «интенсивы».
Лит.: Бельская Е.В. Интенсивность как категория лексикологии (на материале говоров Среднего Приобья): АКД. Томск, 2001; Бородкина О.А. Категория интенсивности как средство выражения экспрессивности в художественной прозе И.А. Бунина и А.И. Куприна: АКД. Ростов н/Д., 2007; Вахек И. Лингвистический словарь Пражской школы. М., 1964; Иванова Т.Б. Категория акцентности (функциональная семантико-стилистическая) // СЭС-РЯ. М., 2003; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Ревенко И.В. Языковая категория интенсивности и её экспликация в идиостиле В. Астафьева: АКД. Кемерово, 2004; Савичева Х.Н. Категория интенсивности и её отражение в русской фразеологии (в сопоставлении с башкирскими фразеологическими единицами): АКД. Уфа, 2004; Туранский И.И. Средства интенсификации высказываний в английском языке: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов и фак-тов ин. языков. Куйбышев, 1987; Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М., 1990; ЭВСРЯ. М., 2005.
А.П. Сковородников, Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
332.04 кб

Влияние занятий по физической культуре на интенсивность познавательной деятельности студентов

Кузнецов Олег Юрьевич, Петрова Галина Семеновна
Рассматриваются вопросы стимуляции средствами физической культуры интенсивности умственной деятельности студентов, а также способы релаксации физиологических последствий интеллектуального утомления студентов в результате учебной д
Читать PDF
159.03 кб

Интенсивность включения в сетевые структуры коммуникации студентов Удмуртского государственного унив

Обухов Константин Николаевич
Анализируются данные по «включенности» студентов 4-го курса Удмуртского государственного университета в сетевые практики коммуникации.
Читать PDF
107.63 кб

Новый подход к построению интегративной модели интенсивно-коммуникативного обучения профессиональном

Самосенкова Т. В., Назаренко Е. Б.
Посвящена проблемам обучения иностранных студентовязыку профессионального общения в рамках краткосрочных курсов.
Читать PDF
301.73 кб

Он с каждым днем неумолимо отдаляется от нас, и все же - интенсивно приобщаемся к нему

Коноплёв Николай Сергеевич
Предложено научно-методологическое освещение вклада доктора физико-математических наук, профессора О. В. Васильева в развитие традиций университетского математического образования.
Читать PDF
88.86 кб

Интенсивно-деятельностное обучение как основа компетентностного подхода к профессиональному образова

Купавцев Анатолий Владимирович
Рассмотрены основные положения интенсивно-деятельностного обучения, которое структурирует содержание учебного модуля научной дисциплины, самостоятельную работу студентов превращает в самообучение под руководством преподавателя, ра
Читать PDF
191.03 кб

Роль интенсивно-информационных технологий обучения в организации лекционного процесса

Матлин М. М., Дудкина Н. Г.
Читать PDF
295.42 кб

Суггестопедический подход в применении технологии интенсивного обучения иностранному языку в институ

Никитина Т. В.
Читать PDF
490.14 кб

Центр интенсивного преподавания иностранных языков в Андр

Шаклеин Виктор Михайлович, Ковыршина Наталья Борисовна, Митрофанова Ирина Игоревна
Читать PDF
416.27 кб

О преподавании русского языка на интенсивно-краткосрочных курсах во Вьетнаме

Нгуен Тхи Фыонг Лиен
В статье анализируется система обучения русскому языку на интенсивно-краткосрочных курсах во Вьетнаме, выявляются цели, основные факторы, определяющие содержание обучения, рассматривается специфика реализации основных принципов ин
Читать PDF
121.87 кб

Интенсивное введение в специальность

Еремкин A. , Резник С. , Игошина И.
Читать PDF
220.94 кб

Интенсивное обучение в eLearning

Денисов Д.
Читать PDF
228.82 кб

Политическая наука на переходе к интенсивной модели развития: инкубатор исследовательских проектов

Кулик А. Н.
Читать PDF
263.16 кб

Зависимость кинетики изменения микротвердости монокристаллов кремния от интенсивности облучения

Дмитриевский А. А., Сучкова Н. Ю., Репкова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Оценка вегетативной регуляции сердечного ритма на фоне 24-часовой депривации сна и после интенсивног

Королева Марина Андреевна
Показано, что депривация сна вызывает повышение парасимпатических влияний на сердечный ритм.
Читать PDF
1.33 мб

Особенности креативной педагогики интенсивного английского языка в начальной школе

Иценко И. А.
This article is devoted to the problem of the English Language teaching in primary school and using intensive methods based on methodology of K. Losanov, G. Kitaigorodskaya and others.

Найдено книг по теме — 15

Похожие термины:

  • ИНТЕНСИВНОСТЬ ГОЛОСА

    от лат. intensio — напряжение] — энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через едини
  • ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    система методов, стимулирующих напряженную умственную деятельность, усиливающих мотивы учения, ускоряющих усвоение учебного материала. Методы интенсивного обучения относятся к группе активных
  • ИНТЕНСИВНОЕ ЧТЕНИЕ

    углублённое и тщательное чтение, вникание в каждую деталь текста для высокой степени понимания и запоминания текста на длительный промежуток времени; характеризуется узким кругом чтения.
  • ПРИНЦИП ИНТЕНСИВНОСТИ

    Дидактический принцип, предполагающий такую организацию занятий, которая обеспечивает максимальный объем усвоения материала при минимальных сроках обучения. П. и. тесно связан с оптимизацией об