одна из составляющих лингвопрагматической категории Экспрессивности (см.); содержанием И. является свойство языковой/речевой единицы служить средством выделения, подчёркивания субъективно-модальной информации в высказывании/тексте. Языковые средства, реализующие категорию И., носят название интенсификато-ров (интенсивов). Ср.: Я рад — Я очень рад — Как я рад!
И. реализуется разными средствами: аффиксацией (силища, носище),повторами (Помогите! Помогите!),компаративными формами прилагательных (добрее, добрейший, наидобрейший)и наречий (лучше, быстрее, тише), лексической синонимией градационного типа (большой, огромный, гигантский), переносными значениями некоторых слов (умять — ‘съесть быстро и много’, стрекотать — ‘ говорить быстро, без умолку’), специализированными словами-интенсификаторами (очень, чрезвычайно и т.п.), определёнными типами фразеологизированных структур (Что за характер! Всем пирогам пирог!) и др. И. может достигаться также использованием разного рода стилистических приёмов.
Выделяется также функциональная семантико-стилистическая категория акцентноcти, определяемая как «одна из текстовых категорий, представляющая собой систему акцентуаторов — разноуровневых языковых, собственно текстовых, графически оформленных средств, объединённых функционально-семантически на текстовой плоскости для смыслового выделения концептуально важных, по мнению автора, моментов содержания текста, привлечения к ним внимания, убеждения адресата в правильности авторской точки зрения и достижения таким образом взаимопонимания между отправителем и получателем сообщения; структурирована по принципу поля» [Иванова 2003: 120]. Согласно этой концепции, одним из микрополей категории акцентности является микрополе усиления, в рамках которого выделены актуализаторы-усилители. Последние могут рассматриваться, с нашей точки зрения, как синонимы терминов «интенсификаторы», «интенсивы».
Лит.: Бельская Е.В. Интенсивность как категория лексикологии (на материале говоров Среднего Приобья): АКД. Томск, 2001; Бородкина О.А. Категория интенсивности как средство выражения экспрессивности в художественной прозе И.А. Бунина и А.И. Куприна: АКД. Ростов н/Д., 2007; Вахек И. Лингвистический словарь Пражской школы. М., 1964; Иванова Т.Б. Категория акцентности (функциональная семантико-стилистическая) // СЭС-РЯ. М., 2003; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Ревенко И.В. Языковая категория интенсивности и её экспликация в идиостиле В. Астафьева: АКД. Кемерово, 2004; Савичева Х.Н. Категория интенсивности и её отражение в русской фразеологии (в сопоставлении с башкирскими фразеологическими единицами): АКД. Уфа, 2004; Туранский И.И. Средства интенсификации высказываний в английском языке: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов и фак-тов ин. языков. Куйбышев, 1987; Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М., 1990; ЭВСРЯ. М., 2005.
А.П. Сковородников, Г.А. Копнина
332.04 кб
Влияние занятий по физической культуре на интенсивность познавательной деятельности студентов
Рассматриваются вопросы стимуляции средствами физической культуры интенсивности умственной деятельности студентов, а также способы релаксации физиологических последствий интеллектуального утомления студентов в результате учебной д