ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
(от лат. intentio – намерение) – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. Формы проявления интенциональной природы психики человека: нужда, потребность и запрос. Литература: [44].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
(от лат. intentio — ‘намерение, замысел’) — способность текста отражать авторское коммуникативное намерение (интенцию). И. относится к важнейшим параметрам текстуальности, наряду с когезией (структурной связностью текста), когерентностью (содержательной цельностью и смысловой завершенностью текста), информативностью (выраженностью в тексте какой-л. информации), диалогичностью (восприятием текста как реплики в коммуникации), интертекстуальностью (связью текста с другими текстами, обусловленной фоновыми знаниями), декодируемостью (пониманием текста адресатом) и прагматикой (направленностью на адресата).
И. тесно связана с интенцией (см.). Интенция — одно из основных понятий в современной философии, психологии, социологии и лингвистике. В каждой отрасли науки этот термин имеет особое содержание. В современную лингвистику понятие интенции было введено последователями Дж. Остина, одного из основоположников теории речевых актов. Каждый речевой акт имеет конкретную коммуникативную цель, для достижения которой он и предназначен. Речеактные интенции имеют грамматические маркеры, раскрывающие И. конкретного речевого акта. К лексическим и морфологическим маркерам И. относятся глаголы принятия решения, глаголы желания, глаголы попытки, перформативы и др.; к синтаксическим — придаточные предложения обстоятельства цели, общевопросительные предложения, инфинитивная конструкция со значением намерения и др. (см. интенциональные поля А.В. Бондарко). Отдельные речевые акты интегрируются в связный текст на основе глобальной, текстовой интенции. Именно глобальная интенция формирует И. текста.
В современной коммуникативной стилистике текст понимается не только как высший ярус языковой иерархии, но и как целенаправленное социальное действие. При таком подходе текст является основным звеном коммуникативной цепочки: адресант → интенция → текст + коммуникативная ситуация → адресат → декодирование → воздействие. Следуя этой схеме, можно увидеть, что порождение текста диктуется авторской глобальной интенцией, сам же текст отражает авторский замысел как на содержательном, так и на формальном уровне. И. текста прочитывается в выборе адресантом наиболее эффективных средств для выражения своего замысла. И. репрезентируется в парадигмах интенциональных категорий, характерных для различных типов текстов, объединяемых в дискурсы, в т.ч. и на базе ведущей интенции. Напр., И. публицистических текстов, реализующих интенцию убеждения, обнаруживается в таких интенциональных категориях, имеющих универсальный характер для публицистического дискурса, как Идеологема (см.), оценочность (см. Оценка), номинация, стилистическая тональность, интерпретация [Клушина 2008]. Особая И. у информационных типов текстов, образующих информационный дискурс и реализующих интенцию информирования. Она обусловлена стремлением адресанта дать максимально объективную картину мира. Этим объясняется невыраженность в информационном тексте авторской позиции, фактологичность, демонстрация достоверности [Чепкина, 2009], подчёркнуто объективная стилистическая тональность и т.п.
И. текста предопределяет его стилистические особенности, которые можно определить как «стилистику адресанта». «Стилистика адресанта» — это интенционально обусловленный выбор коммуникативных стратегий и тактик конструирования своего послания адресату. Напр., развлекательные тексты, формирующие дискурс развлечения, имеют следующие интенционально обусловленные характеристики: сенсационность, интригу, эмоциональность, рекламность.
Но помимо «стилистики адресанта» необходимо выделять и «стилистику адресата», раскрывающую прагматический потенциал коммуникации. И. текста не обязательно совпадает с его прагматикой: то, что закладывает в текст автор, читатель может воспринять неоднозначно. И тогда послание не является эффективным. Эффективное общение адресанта и адресата облегчается при совпадении их стилистик.
Лит.: Бондарко А.В. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики // Текст. Структура и семантика. T.l. М., 2001; Вострикова Е.В. Интенциональность в современной философии сознания: АКД. М., 2007; Иванов Л. Интенция. URL: www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/INTENTSIYA/html; Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008; Кобозева И.М. Категории интенциональности и когнитивности в современной лингвистике, учеб. пособие. URL: http://rspu.edu.ru; Ладов В.А. Интенциональность в языке: проблема выразимости // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб., 2003; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977; Чепкина Э.В. Дискурсивные практики демонстрации достоверности в текстах СМИ // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. М., 2009.
Н.И. Клушина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.25 мб

Педагогическая интенциональность в профессиональной деятельности учителя

Дудко Виктория Валерьевна, Чернявская Валентина Станиславовна
Читать PDF
96.92 кб

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста с опорой на принцип интенциональности

Бутенко Наталья Валентиновна
Статья посвящена анализу особенностей реализации принципа интенциональности в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Анализируются взгляды ученых на интенциональность с античных времен до нашего времени.
Читать PDF
174.37 кб

Механизмы формирования интенциональности образовательных социокультурных сред*

Александров Е. П.
Образовательные среды в статье понимаются как ансамбль специализированных и адаптированных к образовательным целям социальных пространств. Пространственные компоненты среды заимствуются из социума.
Читать PDF
864.01 кб

Методический потенциал интернет-технологий в области развития педагогической интенциональности учите

Дудко Виктория Валерьевна
Обеспечение процесса повышения квалификации учителей средствами информатизации образования позволяет осуществлять научно-методическую поддержку учителя в решении актуальных педагогических задач.

Похожие термины: