Интенция
ИНТЕНЦИЯ
направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; намерение, цель.
Интенция
[лат. intentio – стремление] – 1) направленность сознания, мышления на какой-л. объект; 2) намерение, цель.
Интенция
от лат. inttntio - намерение, стремление) - имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ИНТЕНЦИЯ
лат. intentio стремление) (речевая интенция). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно-значимый смысл, например эмоциональную оценку (предпочтение, удивление, любопытство и т. д.). См. также речевая интенция.
Источник: Словарь терминов и понятий тестологии
ИНТЕНЦИЯ
(от лат. intentio – стремление). Направленность сознания на какойл. предмет; на решение задачи, проблемы. В основе такой направленности лежит желание, замысел. В отличие от желания, которое представляет собой влечение, стремление к осуществлению чего-л., замысел понимается как задуманный план действий, поэтому представляется целесообразным связывать И. прежде всего с замыслом. И. – коммуникативное намерение – может возникнуть в виде замысла построить высказывание в том или ином стиле речи, в монологической или диалогической форме. Разновидностью И. является речевая интенция – намерение осуществить речевой акт.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Интенция
лат. – стремление) – врожденное стремление человека к познанию предметов и явлений, способность человека направлять свой ум на познание смыслов. Используется для характеристики различных проявлений человеческой психики и поведения: потребности человека проникать в сущность явлений; направленность познавательной деятельности на объект; акт придания познаваемому и самому познанию смыслов; возможности и стремления человека принять в себя высшее бытие и наиболее полно его выразить; стремление человека к совершенству во всем; установка на обучение и воспитание ребенка вопреки его нежеланию и даже активному сопротивлению. Интенция отражает смыслообразующую роль сознания по отношению к миру, вещам, предметам. Интенция – это механизм инкультурации человека, т.е. процесса усвоения культуры и особенно духовной.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНТЕНЦИЯ
авторский замысел, коммуникативное намерение, целевая установка. И. имеет терминологические аналоги в ряде концепций. В самом общем значении — намерение, стремление, цель — широко используется в гуманитарных науках: праве, логике, философии, этике.
В теории речевых актов именуется иллокутивной целью, или Иллокуцией (См.) [Сёрль 1986; Вендлер 1985].
В теории Речевых жанров (См.) интенция именуется коммуникативным намерением и понимается как один из жанрообразующих факторов, различающих информативные, императивные, оценочные и этикетные жанры [Шмелёва 1990]. Коммуникативное намерение может быть выражено эксплицитно (Прошу Вас подготовить доклад), имплицитно (Доклад к понедельнику. Хорошо?) или косвенно (Вы не сможете подготовить доклад к понедельнику?). Способ выявления коммуникативного намерения относится к стилистике языкового воплощения РЖ и имеет различные стилистические последствия, в т.ч. социального характера.
В семантическом синтаксисе И. рассматривается как один из модусных метасмыслов, в обычных коммуникативных обстоятельствах не выражаемый. Если бы он получал выражение, то обычная просьба починить телефон могла выглядеть следующим образом: Хочу сказать (1), хочу попросить, или сказать, избрав жанр просьбы (2), хочу говорить о телефоне (3), хочу, чтобы его починили (4). Таким образом оказываются выражены коммуникативные намерения относительно акта речи (1), его жанра (2), темы высказывания (3) и его ремы (4). Смысл коммуникативного намерения постоянно находится в центре внимания адресата, который при недостаточной ясности может задавать вопросы типа Что вы этим хотите сказать? Так что же вы хотите, наконец? Ну и что? В обязанности адресата входит и расшифровка скрытых коммуникативных намерений, выраженных косвенно, замаскированно (вопрос как просьба, намёки и др.). Экспликация коммуникативного намерения происходит чаще всего в ситуациях начала общения, при подозрениях автора на его неправильное толкование адресатом. Средства его выражения — глагол хотеть в сочетании с глаголами речи или глаголы жанровой семантики: Хочу добавить несколько слов; Мне хочется обратить внимание на следующее; Но я предупреждаю вас, что я живу последний раз (А. Ахматова). Способы выражения авторского намерения относятся к авторскому началу текста и характеризуют речевую культуру автора [Шмелёва 1988].
В Медиалингвистике (См.) понятие И. выдвигается в число ключевых, при этом медиатекст понимается как полиинтенциональное образование, его Интенциональность (см.) определяется рядом факторов, в т.ч. традициями профессии и индивидуальностью автора [Медиатекст ... 2012]. Основные И. медиатекста — осведомлять о фактах; оценивая, диагностировать действительность, стимулировать социальную активность [Дускаева 2004]. Иерархия И. и способы их выражения изучаются на материале современных медиа.
Лит.: Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // H3J1. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004; Майданова Л.М. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек - Текст — Культура. Коллективная монография. Екатеринбург, 1994; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Медиатекст как полиинтен-циональная система: сб. статей. СПб., 2012; Сёрль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых жанров. М., 1986; Шмелёва Т.В. Модус и средства его выражения в высказывании // Идеографические аспекты русской грамматики. М., 1988; Шмелёва Т.В.Речевой жанр (Возможности описания и использования в преподавании языка) // Russistik (Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка). Berlin, 1990. № 2.
Т.В. Шмелёва
В теории речевых актов именуется иллокутивной целью, или Иллокуцией (См.) [Сёрль 1986; Вендлер 1985].
В теории Речевых жанров (См.) интенция именуется коммуникативным намерением и понимается как один из жанрообразующих факторов, различающих информативные, императивные, оценочные и этикетные жанры [Шмелёва 1990]. Коммуникативное намерение может быть выражено эксплицитно (Прошу Вас подготовить доклад), имплицитно (Доклад к понедельнику. Хорошо?) или косвенно (Вы не сможете подготовить доклад к понедельнику?). Способ выявления коммуникативного намерения относится к стилистике языкового воплощения РЖ и имеет различные стилистические последствия, в т.ч. социального характера.
В семантическом синтаксисе И. рассматривается как один из модусных метасмыслов, в обычных коммуникативных обстоятельствах не выражаемый. Если бы он получал выражение, то обычная просьба починить телефон могла выглядеть следующим образом: Хочу сказать (1), хочу попросить, или сказать, избрав жанр просьбы (2), хочу говорить о телефоне (3), хочу, чтобы его починили (4). Таким образом оказываются выражены коммуникативные намерения относительно акта речи (1), его жанра (2), темы высказывания (3) и его ремы (4). Смысл коммуникативного намерения постоянно находится в центре внимания адресата, который при недостаточной ясности может задавать вопросы типа Что вы этим хотите сказать? Так что же вы хотите, наконец? Ну и что? В обязанности адресата входит и расшифровка скрытых коммуникативных намерений, выраженных косвенно, замаскированно (вопрос как просьба, намёки и др.). Экспликация коммуникативного намерения происходит чаще всего в ситуациях начала общения, при подозрениях автора на его неправильное толкование адресатом. Средства его выражения — глагол хотеть в сочетании с глаголами речи или глаголы жанровой семантики: Хочу добавить несколько слов; Мне хочется обратить внимание на следующее; Но я предупреждаю вас, что я живу последний раз (А. Ахматова). Способы выражения авторского намерения относятся к авторскому началу текста и характеризуют речевую культуру автора [Шмелёва 1988].
В Медиалингвистике (См.) понятие И. выдвигается в число ключевых, при этом медиатекст понимается как полиинтенциональное образование, его Интенциональность (см.) определяется рядом факторов, в т.ч. традициями профессии и индивидуальностью автора [Медиатекст ... 2012]. Основные И. медиатекста — осведомлять о фактах; оценивая, диагностировать действительность, стимулировать социальную активность [Дускаева 2004]. Иерархия И. и способы их выражения изучаются на материале современных медиа.
Лит.: Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // H3J1. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004; Майданова Л.М. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек - Текст — Культура. Коллективная монография. Екатеринбург, 1994; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Медиатекст как полиинтен-циональная система: сб. статей. СПб., 2012; Сёрль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // НЗЛ. Вып. XVII. Теория речевых жанров. М., 1986; Шмелёва Т.В. Модус и средства его выражения в высказывании // Идеографические аспекты русской грамматики. М., 1988; Шмелёва Т.В.Речевой жанр (Возможности описания и использования в преподавании языка) // Russistik (Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка). Berlin, 1990. № 2.
Т.В. Шмелёва
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.