Интеллигенция
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
социальный слой людей, профессионально занятых умственным (преимущественно высококвалифицированным) трудом.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию И. придают нередко и моральный смысл, считая ее носителем высокой нравственности и интеллигентности. Термин "И." появился в России во 2-й половине 19 в. и из русского языка перешел в другие языки. На Западе используется как синоним термина "интеллектуалы".
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
от лат. intelligens — знающий, понимающий, разумный) — социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и обладающие необходимым для такого труда специальным образованием (инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки); это духовно ведущий слой народа, люди, лишенные предрассудков, веротерпимые. Интеллигенция духовно более подвижна и с большим трудом поддается политическому руководству, чем другие группы населения, ближе стоит к людям искусства, но по своему поведению менее эмоциональна, чем они. Термин введен в 60-х гг. 19 в. писателем П. Д. Боборыкиным.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
(лат. intelligens, intellеgentis – умный, понимающий, мыслящий) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом и обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее образование. Общественная функция И. заключается в создании, развитии и распространении культуры. Понятию И. нередко придают и моральный смысл, видя в ней воплощение высокой нравственности и демократизма. В этом значении термин И. начал применяться в России с середины XIX века и перешел из русского в другие языки. С развитием научно-технической революции растет значимость И., усложняется ее профессионально-квалификационная структура. В ее состав входят научная, инженерно-техническая И., деятели культуры (литературы, искусства и др.), специалисты просвещения, информации, здравоохранения, аппарата управления. Можно разделять также И. на городскую и сельскую, по сферам занятости (производственную и сферы услуг), по степени творческого характера труда, уровню квалификации и т. д. (Астахова В. И. Украинская интеллигенция: социально-политический портрет на фонеразлома // Ученые записки НУА. – Т. 2. – Х., 1996. – С. 7–8; Астахова В. И. Гражданственность интеллигенции: пути формирования в кризисном социуме // Новый коллегиум. – 2001. – № 1/2. – С. 3–12; Нравственные императивы интеллигенции: материалы IV Междунар. науч.-теорет. конф. по проблемам соврем. интеллигенции. – X.: Изд-во НУА, 2006). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
Интеллигенция
это образованный культурный слой российского общества с особым типом мировоззрения, сориентированного на следование западным идеям, ценностям, образцам поведения как эталонным и более высоким, чем собственно российские. Первоначально термин появился в середине второй половины XIX века для обозначения так называемых «прогрессивных», «передовых» людей, которые «подчиняют национальную культуру идеям Запада и настроены радикально, революционно». К интеллигенции относили людей не по профессиональным или сословным признакам, а по политической солидарности в критике русского православия, русской культуры, русской истории как будто отстающих в своем развитии от западной цивилизации. Идеологами Октябрьской революции были именно интеллигенты, расшатывающие духовно-нравственное и историческое сознание народа. За годы советской власти понятие «интеллигенция» было переозначено. Советская интеллигенция, как прослойка между классами рабочих и крестьян, была представлена как народная, патриотическая сила. Но в конце XX-го века, в перестройку, как и прежде, интеллигенция отождествлялась с борцами и критиками режима власти, с ее разрушителями, сторонниками прав человека, личной свободы и общечеловеческих ценностей. Прозападная антирусская направленность части российской интеллигенции до сих пор проявляется в призыве «жить по западному», проповеди западного образа жизни, пропаганде западной культуры и полном непонимании специфики и проблем народа, его культуры, отрицание самоценности его истории.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Чаще всего в русском языке этим словом обозначают особую социальную группу, представители которой профессионально занимаются умственным трудом (в европейских языках в этом значении обычно используется слово «интеллектуал»). Однако существует и более узкое определение, связанное прежде всего с историей российской интеллигенции. В соответствии с ним, интеллигенция — это социальная группа, представители которой отчуждены от политической власти и от собственности на средства производства и отстаивают интересы эксплуатируемых социальных групп (классов). Отличительное качество интеллигенции в этом значении слова — гражданская ответственность и приверженность социальной критике. Впервые в России в этом значении это понятие было употреблено Д.Н. Овсянико-Куликовским в многотомном исследовании «История русской интеллигенции». Теоретически разделение интеллигентов (идеологов низших классов, занимающихся просвещением масс) и интеллектуалов (людей, профессионально занимающихся умственным трудом), принадлежит итальянскому марксисту Антонио Грамши. Это же различие уже в начале XXI века на несколько другой основе проводил французский социолог Пьер Бурдьё. Интеллигенция как группа профессионалов умственного труда возникает одновременно с цивилизациями и классовым обществом; первыми интеллектуалами были представители жречества и чиновничества древних цивилизаций. Как относительно самостоятельная социальная группа интеллигенция возникает в эпоху капитализма, когда получает возможность существовать за счет продажи своего труда, причем особую роль интеллигенция играет в различных областях науки и образовании. Согласно Грамши, школа является средством подготовки интеллигенции различных ступеней. Школа и вуз играют огромную роль в воспроизводстве господствующей социальной системы (см. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования, М., 2007). С другой стороны, в определенные исторические периоды в разных странах именно отдельные учителя оказываются проповедниками новых идей. Роль традиции критической педагогики в Западной Европе и США отмечает П. Мак-Ларен (см. МакЛарен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику, М., 2007). В России интеллигенция появляется с конца XVIII в. Со времен А.Н. Радищева и Н.И. Новикова интеллигенция видит свою главную задачу в просвещении. Совесткий философ М.А Лифшиц выдвигал концепцию, согласно которой российское Просвещение сыграло в истории страны ту же роль, что и Возрождение для Европы («золотой век русской культуры»). С того же времени одним из главных признаков интеллигенции становится оппозиционность и социальная критика. Эта традиция была продолжена и развита в рамках либерального и революционно-демократического направлений: через декабристов и споры западников со славянофилами, Герцена, Чернышевского, народников — к революционным событиям начала XX века, в которых представители интеллигенции играли ведущую роль идеологов и организаторов всех радикальных и либеральных политических движений. После поражения революции 1905-1907 гг. попытку критически переосмыслить роль интеллигенции в консервативном духе предприняли философы (большей частью, религиозные) в альманахе «Вехи». В советский период как старая, дореволюционная, так и новая, нарождающаяся в ходе ликвидации безграмотности и обеспечения доступности высшего образования, интеллигенция вносит огромный вклад в развитие СССР. Однако сталинские репрессии прервали просветительскую традицию российской интеллигенции. Дискуссии об интеллигенции продолжаются по сей день, но ее огромная роль в просвещении народа в России и в важнейших исторических событиях последних двух веков несомненна.
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.