ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Найдено 1 определение
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
часть духовного потенциала общества, способности интеллектуальной системы при данном уровне своего развития в конкретных пространственно-временных рамках реализовать свои возможности, определяемые наличными ресурсами, с целью удовлетворения своих потребностей и достижения поставленных целей. Ключевые характеристики И. п. связываются с реализацией специфического вида деятельности – интеллектуального, для осуществления которого социальный субъект должен обладать определенными знаниями и умениями. Эти знания и умения могут рассматриваться в качестве некоторого ресурса, который может быть использован социальным субъектом в конкретных условиях. Данный тип ресурсов не может приобретаться путем простого обмена, как это происходит с другими типами ресурсов. Именно поэтому важным видится взгляд на И. п. общества как на интегральную характеристику, в которую включены как характеристики социальных субъектов – носителей И. п., так и характеристики социалъных институтов, непосредственно включенных в его формирование. Этот факт позволяет при анализе И. п. учитывать как минимум два базовых момента: характеристику носителя И. п. и характеристику социальной среды, в рамках которой осуществляет свою жизнедеятельность данный носитель И. п. При этом важным является тот факт, что образование оказывает непосредственное влияние и на носителя интеллектуального потенциала, и на среду его жизнедеятельности; это дает нам основание устанавливать непосредственную связь между феноменами образования и интеллектуального потенциала.
- Поскольку И. п. является интегральной характеристикой, его изучение лежит в плоскости рассмотрения комплекса параметров. К ним, прежде всего, можно отнести кадровый компонент, результативный, ценностноэтический, инновационный, социально-ресурсный, материальнотехнический и информационный. И. п. охватывает несколько основных сфер жизнедеятельности, одно из основных мест среди которых занимает система образования. В них реализуются различные деятельностные и структурные аспекты И. п. И очевидно, что значительная их часть непосредственно связана с системой образования: кадровый компонент связан с вопросами количества и качества профессорско-преподавательского состава; результативный – с качеством образования; ценностноэтический – с формированием в процессе социализации мировоззренческого ядра личности и т. д. Образование при этом может рассматриваться как такой элемент социальной системы, в котором сконцентрированы базовые потенции по реализации функций развития И. п. При этом связь «образование – И. п.» является двунаправленной. Это означает, что модификация любого из компонентов данной цепочки приводит к кардинальным изменениям в другом компоненте. Одним из параметров, который позволяет проводить такой анализ, является уровень образованности общества. Следует иметь в виду, что каждой культуре соответствует свое понимание и содержание образованности. С этой точки зрения образованность в рамках украинской, европейской и американской культурной традиции – принципиально разные виды образованности. В таком различии заключены и разные пути общественного развития как социотехнической системы.
- Например, украинская культурная традиция и, соответственно, понятие образованности включает не только интеллектуальную составляющую, но и гуманитарно-мировоззренческую, связанную с широтой кругозора, определенной морально-нравственной позицией гуманизма и т. д. Таким образом, И. п. общества непосредственно связан с системой образования. Диалектика их взаимоотношений в современных условиях отражает потребность общества в укреплении своего И. п., прежде всего посредством новых принципов развития образовательных систем, ключевым из которых является принцип непрерывности (Волкова В. Л., Стрельбицкая Л. И. Роль высшей школы в формировании интеллектуальных ресурсов НТП // Интеллектуальные ресурсы развития научнотехнического прогресса: Тез. докладов. – Нальчик, 23–27мая 1988 г. – М.: ВНИИПИ, 1988. – С. 59–62; Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001; Липовська Н. А. Інтелектуальний потенціал суспільства: сутність та динаміка (соціологічний аспект аналізу): автореф. дис… канд. соціол. наук: 22.00.06 – соціологія освіти, науки та культури. – Харків. держ. ун-т. – X., 1996.– 20 с.; Непрерывноеобразование: чтобы концепция заработала: фрагменты «круглого стола», 1991 г. // А1та та1ет. –1999. – № 9. – С. 39–44; Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. – М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. –156 с.). Е. Г. Михайлева

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
159.13 кб

Интеллектуальный потенциал культурологии

Ромах О. В.
Читать PDF
160.96 кб

Интеллектуальный потенциал культурологии

Ромах О. В.
Читать PDF
272.37 кб

Интеллектуальный потенциал студентов СПбГПУ

Ясюкова Л. А., Долгополов В. А., Пискун О. Е.
Читать PDF
276.90 кб

Интеллектуальный потенциал инновационной экономики

Нестерова Оксана Анатольевна
Рассматривается проблема интеллекта, интеллектуального труда и их влияние на формирование интеллектуального потенциала инновационной экономики.
Читать PDF
680.33 кб

Интеллект и интеллектуальный потенциал в образовании

Новикова Ольга Сергеевна, Беляева Оксана Владимировна
В статье рассмотрены категории «интеллект» и «интеллектуальный потенциал». Показано, что интеллект приобретается и развивается в процессе обучения и самообучения.
Читать PDF
255.23 кб

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Реттих Светлана Викторовна, Семыкина Ольга Александровна
В данной статье рассмотрены возможности использования учебно-практического пособия при изучении общепрофессиональных дисциплин как наиболее эффективного инструмента обучения.
Читать PDF
73.34 кб

Интеллектуальный потенциал как основа современного управления

Кунгурцева Гузэль Фанузовна
В статье утверждается необходимость формирования новой культуры управления на основе парадигмы интеллектуального управления.
Читать PDF
186.89 кб

Интеллектуальный потенциал России и педагогическое образование

Валицкая Алиса Петровна
Статья посвящена анализу способности системы отечественного образования к реализации задач развития интеллектуального потенциала страны.
Читать PDF
154.64 кб

Институт геологии в интеллектуальном потенциале республики коми

Бурцев И.
Читать PDF
208.31 кб

О консолидации интеллектуального потенциала молодых ученых Якутии

Андрей Андреевич Мартынов, Александр Дмитриевич Сафронов
Читать PDF
351.26 кб

Интеллектуальный потенциал студенчества: концептуализация понятия

Руденко Анна Николаевна
Исследование интеллектуального потенциала студенчества как особой социально-профессиональной группы предполагает выделение основополагающих характеристик студенческой молодежи, а также особенностей ее интеллектуального развития.
Читать PDF
549.48 кб

Социальный туризм в развитии интеллектуального потенциала личности

Старостенко К. В., Старостенко А. М.
В статье проведено исследование, направленное на поиск существенных взаимосвязей между такими конструктами как «морально-психологическая составляющая», «механизм увеличения ресурсного потенциала личности без разрушения ментальност
Читать PDF
147.50 кб

Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа

Кунгурцева Гузэль Фанузовна
Статья посвящена исследованию феномена интеллектуального потенциала.
Читать PDF
3.02 мб

Интеллектуально развивающий потенциал технологий активного обучения

Лазарева Ирина Николаевна
Статья исследует новые тенденции в применении технологий активного обучения, получившие распространение в системах мирового образования.
Читать PDF
312.60 кб

О СОДЕРЖАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА-ЮРИСТА

Рождествина Анна Анатольевна
Развитие образования, в том числе юридического, в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития страны, которое закреплено в стратегических документах Российской Федерации.