часть духовного потенциала общества, способности интеллектуальной системы при данном уровне своего развития в конкретных пространственно-временных рамках реализовать свои возможности, определяемые наличными ресурсами, с целью удовлетворения своих потребностей и достижения поставленных целей. Ключевые характеристики И. п. связываются с реализацией специфического вида деятельности – интеллектуального, для осуществления которого социальный субъект должен обладать определенными знаниями и умениями. Эти знания и умения могут рассматриваться в качестве некоторого ресурса, который может быть использован социальным субъектом в конкретных условиях. Данный тип ресурсов не может приобретаться путем простого обмена, как это происходит с другими типами ресурсов. Именно поэтому важным видится взгляд на И. п. общества как на интегральную характеристику, в которую включены как характеристики социальных субъектов – носителей И. п., так и характеристики социалъных институтов, непосредственно включенных в его формирование. Этот факт позволяет при анализе И. п. учитывать как минимум два базовых момента: характеристику носителя И. п. и характеристику социальной среды, в рамках которой осуществляет свою жизнедеятельность данный носитель И. п. При этом важным является тот факт, что образование оказывает непосредственное влияние и на носителя интеллектуального потенциала, и на среду его жизнедеятельности; это дает нам основание устанавливать непосредственную связь между феноменами образования и интеллектуального потенциала.
- Поскольку И. п. является интегральной характеристикой, его изучение лежит в плоскости рассмотрения комплекса параметров. К ним, прежде всего, можно отнести кадровый компонент, результативный, ценностноэтический, инновационный, социально-ресурсный, материальнотехнический и информационный. И. п. охватывает несколько основных сфер жизнедеятельности, одно из основных мест среди которых занимает система образования. В них реализуются различные деятельностные и структурные аспекты И. п. И очевидно, что значительная их часть непосредственно связана с системой образования: кадровый компонент связан с вопросами количества и качества профессорско-преподавательского состава; результативный – с качеством образования; ценностноэтический – с формированием в процессе социализации мировоззренческого ядра личности и т. д. Образование при этом может рассматриваться как такой элемент социальной системы, в котором сконцентрированы базовые потенции по реализации функций развития И. п. При этом связь «образование – И. п.» является двунаправленной. Это означает, что модификация любого из компонентов данной цепочки приводит к кардинальным изменениям в другом компоненте. Одним из параметров, который позволяет проводить такой анализ, является уровень образованности общества. Следует иметь в виду, что каждой культуре соответствует свое понимание и содержание образованности. С этой точки зрения образованность в рамках украинской, европейской и американской культурной традиции – принципиально разные виды образованности. В таком различии заключены и разные пути общественного развития как социотехнической системы.
- Например, украинская культурная традиция и, соответственно, понятие образованности включает не только интеллектуальную составляющую, но и гуманитарно-мировоззренческую, связанную с широтой кругозора, определенной морально-нравственной позицией гуманизма и т. д. Таким образом, И. п. общества непосредственно связан с системой образования. Диалектика их взаимоотношений в современных условиях отражает потребность общества в укреплении своего И. п., прежде всего посредством новых принципов развития образовательных систем, ключевым из которых является принцип непрерывности (Волкова В. Л., Стрельбицкая Л. И. Роль высшей школы в формировании интеллектуальных ресурсов НТП // Интеллектуальные ресурсы развития научнотехнического прогресса: Тез. докладов. – Нальчик, 23–27мая 1988 г. – М.: ВНИИПИ, 1988. – С. 59–62; Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001; Липовська Н. А. Інтелектуальний потенціал суспільства: сутність та динаміка (соціологічний аспект аналізу): автореф. дис… канд. соціол. наук: 22.00.06 – соціологія освіти, науки та культури. – Харків. держ. ун-т. – X., 1996.– 20 с.; Непрерывноеобразование: чтобы концепция заработала: фрагменты «круглого стола», 1991 г. // А1та та1ет. –1999. – № 9. – С. 39–44; Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. – М.: Пед. центр «Эксперимент», 1993. –156 с.). Е. Г. Михайлева
159.13 кб