ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Найдено 1 определение
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
система профессиональной подготовки рабочих высокой квалификации, сущность которой заключается в формировании навыков и умений, необходимых для реализации технологических процессов. Каждое умение рассматривается с позиций, отражающих целостный характер умственно-образной и практической деятельности: научно-технических знаний, техники безопасности, конкретной экономики и организации труда.
В отличие от традиционного обучения, основанного на принципах «от частного к общему или технологической последовательности», И.о. основано на дедуктивно-индуктивном подходе. На начальном этапе обучения создается целостный образ-схема технологического процесса, как графическое представление последовательности решения задач, логически связанных с самим процессом и возможными отклонениями. Так реализуется дедуктивный компонент подхода.
Сформировав четкое представление о структуре задач, переходят к освоению последовательности операций, как бы наполняя осознанную схему осмысленным порядком действий. На данном этапе реализуется индуктивный компонент.
Организация И.о. предусматривает выполнение следующих этапов: формирование группы разработчиков программы обучения; дидактический анализ профессиональной деятельности рабочего;
разработка комплекса учебно-технологических пособий и подготовка мастеров производственного обучения;
проведение учебного процесса;
оценка результатов и эффективности обучения.
Формирование группы разработчиков программ И.о. начинается в рамках подразделения по подготовке работников предприятия с обучения методистов-аналитиков, разработчиков учебно-методических пособий, видеооператора, художника, фотографа, специалиста по компьютерной верстке. Функции некоторых специалистов можно объединить. Указанные специалисты представляют постоянную часть группы. Переменная часть представлена инженерно-техническим персоналом, привлекаемым к участию в разработке конкретной программы.
Дидактический анализ профессиональной деятельности рабочего осуществляется не только по процедурам технологических процессов, которые он реализует в ходе выполнения производственных заданий, что является основой традиционного подхода. Помимо этого для организации И.о. необходимо самым тщательным образом проанализировать коммуникационные связи, проблемы взаимодействия, данные отделатехнического контроля – частоты того или иного вида брака, признаки, причины, в том числе брак, обнаруженный на последующих этапах производства и при эксплуатации.
Необходимо изучить информацию отдела техники безопасности, планово-экономического отдела; информацию службы энергетика, подразделений наладки и ремонта оборудования; выявить элементы совершенствования или изменений в технологическом процессе; изучить вопросы расчета заработной платы и т.д.
На этом материале создается программа И.о., состоящая из трех частей: теоретического раздела, лабораторно-производственного раздела и производственной практики.
Организация занятий в течение первых двух – четырех недель (в зависимости от объема программы) осуществляется с отрывом от производства. Группа состоит из 5–7 человек.
Все занятия как теоретические, лабораторно-производственные, так и производственную практику проводит мастер-инструктор производственного обучения в течение всего рабочего дня.
Первые 2–3 академических часа занятий проводятся в учебном кабинете, последующие 5–
6 ч – на учебно-производственном участке, где отрабатываются приемы выполнения операций, коммуникационные связи, взаимодействие, рассматриваются нештатные ситуации, проводится практическое диагностирование состояния узлов и деталей.
В то время как один из 5–7 обучающихся выполняет производственные операции, другие наблюдают и анализируют с мастером его ошибки или выполняют отдельные самостоятельные задания по разборке-сборке узлов, изучая при этом технологическую последовательность операций.
Основу интегрированного обучения представляет комплекс учебно-методических пособий: учебно-методическое пособие преподавателя, конспект учащегося, комплект контрольных вопросов, методические указания инструктору по организации лабораторно- производственных занятий, производственной практики; учебный видеофильм.
Производительность труда как результат И.о. возрастает по крайней мере в 3–4 раза по сравнению с традиционным обучением. Но это только один из положительных моментов.
В учебно-методическом пособии преподавателя каждая тема раскрыта на принципах дедуктивно-индуктивного подхода. Интегрированная информация, связанная с освоением конкретных умений (знания, техника безопасности, экономика и организация труда), представлена в виде описаний, рекомендаций, схем, рисунков и фотографий.
Традиционная программа профессионального обучения делит это комплексное восприятие на два этапа – теоретическое обучение и производственную практику, что снижает эффективность обучения.
В данной системе групповая форма занятий на учебно-производственном участке позволяет при соответствующих навыках мастера организовать интенсивную работу обучающихся не только по выработке рациональных приемов работы, но и по развитию творческого мышления на основе разрешения специально разработанных производственных задач, активного наблюдения, сравнения и оценки приемов работы, которую выполняют другие учащиеся.
Одна из самых важных задач профессионального обучения на первоначальном этапе – формирование умений выполнения производственных операций. Обучение построено не на механическом запоминании примеров («Делай, как я»), а на осмыслении деятельности при изучении конструкции и принципов работы оборудования; техники безопасности, экономики и организации производства. Главной целью каждого занятия является системное рассмотрение элемента деятельности, например, «подготовка к работе» и обучение прогрессивным приемам его выполнения с рассмотренных выше позиций.
Таким образом, традиционно самостоятельные разделы программы, как, например, конструкция и принципы работы, техника безопасности, экономика, организацияпроизводства, имеющие искусственные межпредметные связи, становятся базой для рассмотрения каждого осваиваемого элемента работы. Именно в этом заключается интегративность подхода к профессиональной подготовке.
Еще одной особенностью предложенного метода обучения является графическое представление «дерева деятельности» – технологического процесса. Обучающийся воспринимает технологический процесс предстоящей работы как последовательность разрешения возникающих задач. Изучение и отработка алгоритма действий в этом случае осуществляется на базе принятия логических решений.
Учебно-методическое пособие преподавателя обеспечивает ему ускорение проработки изучаемого материала при подготовке к занятиям. Оно может служить основным материалом в процессе самоподготовки при экстерновой форме обучения в тех случаях, когда молодой рабочий имел определенную квалификацию по аналогичной профессии. Это пособие может быть использовано «опоздавшим» на 1–2 дня к началу обучения.
Конспект учащегося содержит всю вспомогательную информацию учебно-методического пособия преподавателя – схемы, таблицы, рисунки. Остается только записывать наиболее важные характеристики, диагностические рекомендации, причины дефектов, следствия.
Комплект контрольных вопросов необходим для закрепления изучаемого материала, анализа совокупности ошибок в целях совершенствования методики преподавания и документального подтверждения профессиональной подготовки.
Преимущества метода заключаются в следующем: повышение уровня профессиональной подготовки; сокращение сроков обучения в 2–3 раза;
повышение начальной производительности труда (на примере с мотористами-испытателями в 3–4 раза);
интенсификация процесса обучения;
ускорение процесса обучения, более «мягкая» адаптации к производственным условиям;
повышение гибкости профессионального обучения, что приводит к большей индивидуализация занятий;
замена преподавателя-технолога мастером производственного обучения, что позволяет высвободить технолога для решения более важных и творческих задач в области профессиональной подготовки – участия в создании подобных программ.
Организуя профессиональную подготовку, не следует забывать о том, что взрослый человек прежде всего приобретает не только знания и умения, но и средства для решения производственных проблем.
Лит.: Ховов О.Б. Человек на производстве // Профессионально-техническое образование. 1990. № 4; Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной зкономике / Под ред. С.Я. Батышева.
– М., 1992; Ховов О.Б. Дидактические основы интегрированного профессионального обучения рабочих на производстве. Канд. дис. 1994.
О.Б. Ховов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.