ИНСТИТУТКА

Найдено 1 определение
ИНСТИТУТКА
воспитанница Института благородных девиц. Институтка как культурный тип. Об институтке как культурном типе пишет первооткрыватель этой темы для отечественного сознания конца ХХ века А.Ф. Белоусова: «Одним из учебных заведений, предназначенных для того, чтобы “…дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение”, было учрежденное Екатериной II в 1764 году Воспитательное общество благородных девиц… Основное место в учебной программе уделялось тому, что считали необходимым для светской жизни: изучению языков (прежде всего французского) и овладению “дворянскими науками” – танцами, музыкой, пением и т. д. Однако первостепенное значение придавалось не образованию, а воспитанию… …Воспитание “нового” человека происходило в строгой изоляции от внешнего мира… Именно это должно было способствовать созданию “новой породы” светских женщин, которые смогут цивилизовать жизнь дворянского общества. Особые условия воспитания в женских институтах, как стали называться училища, устроенные по образцу Воспитательного общества благородных девиц… сформировали оригинальный женский тип. Это показывает само слово “институтка”. Его семантика не исчерпывалась обозначением воспитанницы женского института: слово “институтка” имело и более общий смысл (отсутствовавший у “гимназистки” или “курсистки”), означая любого человека “с чертами поведения и характером воспитанницы подобного заведения (восторженного, наивного, неопытного и т. п.)”. Этот образ вошел в пословицу, породил множество анекдотов и отразился в художественной литературе. Обстоятельства, в которых выработался особый социально-психологический тип “институтки”, его основные особенности и отношение к нему общества заслуживают внимания и объяснения. Если первые “смолянки” воспитывались в гуманной и творческой атмосфере…, то впоследствии возобладали формализм и рутина обычного казённого учреждения. Все воспитание стало сводиться к поддержанию порядка, дисциплины и внешнего благообразия институток. Осн. средством воспитания были наказания, что отдаляло институток от воспитательниц… Воспитание… основывалось “больше на манерах, умении держать себя comme il faut, отвечать вежливо, приседать после выслушания нотации от классной дамы или при вызове учителя, держать корпус всегда прямо, говорить только на иностранных языках”. Однако в отношениях между самими институтками манерность и чопорность институтского этикета сменялись дружеской откровенностью и непосредственностью. Институтской “выправке” противостояло здесь свободное проявление чувств. Это приводило к тому, что обычно сдержанные и даже “конфузливые” на людях институтки иногда могли повести себя совершенно по-детски. В своих воспоминаниях одна из институток ХIХ века называет “глупым институтством” то, что произошло с ней, когда разговор с неизвестным молодым человеком перешел на “институтскую тему” и затронул любимые её предметы: “начала хлопать в ладоши, скакать, хохотать”. “Институтство” вызывало резкую критику и насмешки со стороны окружающих, когда воспитанницы выходили из института… Аффектированная чувствительность отличала выпущенных в свет институток от окружающего общества и осознавалась им как типично институтская черта… Эта черта отражала уровень развития воспитанниц институтов благородных девиц, вступавших во взрослую жизнь с душой и культурными навыками девочки-подростка… Институт строго оберегал младенческую непорочность своих воспитанниц. Она считалась основой высокой нравственности… Мечты о будущем занимали все более существенное место в жизни воспитанниц по мере того, как приближался выпуск из института. Мечтали не столько в одиночку, сколько сообща: вместе с ближайшей подругой или всем отделением перед сном… Овладевая сложным искусством парного хождения (которое служило одним из характерных признаков институтского воспитания), институтки разучивались ходить в одиночку… Отсюда и неизбежность коллективного мечтания вслух. Характерна реакция одного из героев чеховского “Рассказа неизвестного человека” на предложение “мечтать вслух”: “Я в институте не был, не проходил этой науки”. Обращает внимание подчеркнуто праздничный характер жизни, о которой мечтали в институтах. Институтки отталкивались от скучного однообразия порядков и суровой дисциплины институтской жизни: будущее должно было быть полной противоположностью окружавшей их действительности. Определенную роль играл и опыт общения с внешним миром, будь то встречи с нарядно одетыми людьми во время воскресных свиданий с родственниками или же институтские балы, на которые приглашались воспитанники самых привилегированных учебных заведений. Оттого будущая жизнь казалась беспрерывным праздником. Это порождало драматическую коллизию между институтскими мечтами и реальностью: многим институткам приходилось “прямо с облаков спуститься в самый неказистый мир”, что крайне осложняло и без того трудный процесс адаптации к действительности. Институтки были весьма благосклонно приняты культурной элитой конца ХVIII – начала ХIХ века. Литераторы превозносили новый тип русской светской женщины, хотя и усматривали в нем совершенно разные достоинства: классицисты – серьёзность и образованность, сентименталисты – естественность и непосредственность. Институтка продолжала играть роль идеальной героини и в романтическую эпоху, которая противопоставляла её светскому обществу и миру как образец “высокой простоты и детской откровенности”. Внешний вид институтки, “младенческая непорочность” мыслей и чувств, её отстранённость от мирской прозы жизни – всё это помогало видеть в ней романтический идеал “неземной красавицы”… Одновременно существовал и прямо противоположный взгляд на институтку, в свете которого все благоприобретенные ею манеры, привычки и интересы выглядели “жеманством” и “сентиментальностью”. Он исходил из того, что отсутствовало в институтках. Воспитанницы женских институтов предназначались для духовного преобразования светского быта, и поэтому институт мало готовил их к практ. жизни. Институтки не только ничего не умели, они вообще мало что понимали в практ. жизни… Это вызывало резко негативную реакцию со стороны людей, занятых повседневными делами и заботами. Они считали институток “белоручками”, “набитыми дурами”, “кисейными барышнями” (выражение, восходящее к выпускной форме воспитанниц женских институтов: белые кисейные платья с розовыми кушаками). Вместе с насмешками над “неловкостью” институток распространялись “стереотипные суждения” о них как об “изрядно невежественных существах…”. Институтская наивность стала притчей во языцех. …Сами институтки, чувствовавшие себя “детьми” в непривычном для них взрослом мире, иногда сознательно играли роль “ребенка”, всячески подчеркивая свою детскую наивность… “Выглядеть” институткой зачастую значило: говорить ребячьим голосом, придавая ему специфически-невинный тон, и смотреть девочкой. Однако не следует забывать и о культурном потенциале образа институтки, который возникает в период расцвета дворянской культуры и переживает ее кризис… Лишь зная этот культурный потенциал, можно понять, почему одним из самых типичных институтских сюжетов в русской реалистической лит-ре является история превращения институтки в проститутку. Это – по сути дела, падение ангелов, в виде которых с самого начала и представлялись институтки… Институтки исправляли порочных и возрождали к жизни разочарованных в ней людей, о чем мечтал Чичиков в “Мёртвых душах” и как это происходит в чеховской “Даме с собачкой”. Они воплощали в жизнь основополагающую для нашей культуры идею: очиститься от “скверны” мирской, повседневной жизни и спастись можно только с помощью сверхъестественной, потусторонней силы. Эту силу и олицетворяли “Шиллеровы ангелочки” из институтов благородных девиц. Едва ли этот сокровенный смысл ощущается совр. человеком. Он забылся не столько за давностью лет, сколько под давлением обстоятельств: люди, закрывшие институты благородных девиц, не скрывали своей ненависти и презрения к “кисейным барышням”. Однако им так и не удалось дискредитировать институток. Образ юной институтки вновь воспринимается как характерный тип старого Петербурга и как один из основных культурных символов дореволюц. России» (Белоусов, 2004). Детали быта, одежды. «Ещё в знаменитом Смольном институте (Воспитательном обществе благородных девиц) каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый (кофейный), 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II» (Зорченко, 2007, 9).
О середине 1910-х гг.: «Я устроился на пять часов в неделю преподавателем педагогики в Елизаветинском институте… Вызванная ученица выходила ко мне и, приближаясь, в знак приветствия как-то замысловато приседала. Одеты эти почти взрослые девушки были в зеленые платья, на которые почему-то были накинуты пелерины; на ногах грубые, толстые белые чулки и некрасивые, какого-то старого фасона башмаки» (Блонский, [1941] 1971; 100, 102).
О 1918 годе: «Ася встает, проверяет, высохли ли чулки… …Эти белые детские чулки. Белые потому, что институтки иных не носили» (Лойко, 1964, 130–131).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
232.65 кб

Институт дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве университета к

Ткаченко Людмила Анатольевна
В работе рассмотрены цели и задачи института дополнительного профессионального образования университета культуры и искусств.
Читать PDF
299.16 кб

Женский педагогический институт на рубеже эпох (1913-1917)

Груздева Елена Николаевна, Колосова Екатерина Матвеевна
Читать PDF
148.21 кб

Образование как социальный институт

Кутасова Т. Л., Королева К.
Читать PDF
230.58 кб

Институт как структурное подразделение университета в условиях уровневого образования

Ноткина Нина Анатольевна
Читать PDF
149.39 кб

Научно-практический семинар «Институт тьюторства в современном инновационном образовании» (Ростов-на

Горюнова Л. В.
Читать PDF
256.30 кб

Исследовательская работа Институт детства: забота о здоровом развитии ребенка

Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна, Ноткина Нина Анатольевна
Читать PDF
352.87 кб

Институт образования в условиях новой социальной реальности

Беридзе А. З.
Читать PDF
294.85 кб

Особенности применения имитационных игр в профессиональной подготовке курсантов юридических институт

Красилов О. В.
Читать PDF
205.80 кб

Женский Педагогический институт и революция 1905-1907 гг.

Груздева Елена Николаевна, Колосова Екатерина Матвеевна
Читать PDF
2.01 мб

Воронежский институт МВД России: тридцать лет на службе закону и праву

Читать PDF
1.94 мб

Институт ветеринарной медицины: история создания

Гуславский Иван Игнатьевич, Куликов Валентин Васильевич
Читать PDF
327.20 кб

Институт международных связей: итоги учебного года

Круглов Александр Юрьевич
Прошедший учебный год для института международных связей (ИМС) и его структур оказался богатым событиями.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • БИБЛЕЙСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ Св. апостола Андрея

    негосударственная образовательная организация, Москва. Религиозная, историческая, образовательная, учебная, учебно- методическая и другая литература, альманах "Мир Библии". См. также Издательства
  • БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Еврейская АО, Биробиджан, ул. Широкая, 70а. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика, олигофренопедагогика. См. также Педа
  • БИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Республика Башкортостан, Бирск, ул. Интернациональная, 10. Психология, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образова
  • ИНСТИТУТ И ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалифика
  • ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

    является социально-экономическим институтом интеграции поколений, обеспечивает профессионализированную трансформацию социально значимой информации в знания, которые несут обобщение и потенци
  • ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА

    Ц И Т), создан в Москве в 1920 по инициативе ВЦСПС, в 1921 декретом СТО признан центр учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов науч. организации труда и подготовки рабочей силы В 193
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. П.Г. Шелапутина

    высшее педагогическое учебное заведение для подготовки учителей средней школы. Основано в 1911 году в Москве на средства промышленника П.Г. Шелапутина по проекту министра народного просвещения А.Н.
  • НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ имени Н.Г. Смидовича, в Ленинграде

    Осн. для подготовки специалистов из числа представителей коренного населения Крайнего Севера и организации научных исследований в области языков, письменности и культуры этих народов. Создан на
  • ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    государственное высшее учебное заведение в С.-Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16), имел права университета. Готовил учителей для г
  • институт

    учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

    учреждение для проведения коллективных научных исследований и осуществления научно-технических разработок в системе академий, министерств и ведомств.
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    пpи 2-м МГУ, крупнейший сов. науч.-пед. центр 2-й пол. 20-х гг. Созд. в 1926 для организации науч. исследований в области нар. образования, подготовки науч. работников, распространения пед. знаний. Включал от
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    система специализированных учреждений, объединенных общностью задач и составляющих обособленное подразделение в системе общественного разделения труда, обеспечивающее жизнедеятельность соци
  • ВЫСШИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    научно-исследовательское и учебное заведение, 1931-1938, Москва. Готовил научных работников, преподавателей педагогических дисциплин для вузов, специалистов в сфере управления образованием. Принима
  • Институт повышения квалификации

    образовательное учреждение, деятельность которого направлена на переподготовку работников отрасли и региона, на удовлетворение потребностей личности, коллектива, на проведение научных исследо
  • НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ

    им H Г Смидовича, уч и науч. учреждение Организован в Ленинграде в 1930 с целью подготовки специалистов из среды коренного населения Крайнего Севера, а также науч. исследования языков, письменности, и
  • ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    исследовательский и образовательный центр в составе Российской Академии образования, изучающий историю и современное состояние образования взрослых, а также комплекс проблем, связанных с его фу
  • ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    высшее учебное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии. Осн. в 1903, С.-Петербург. В 1918 преобразован в 1-й Петроградский педагогический институт, в 1922 слит с Петроградским педагогическим инс
  • СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И. Бецкого (при участии имп. Екатерины II) в 1764 году в С.-Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем
  • Институт социализации

    устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. К ним отно