ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
образован в 1992 г. Основные направления деятельности: научно-исследовательская работа по изучению фундаментальных и прикладных проблем социальной педагогики; координация научных исследований в области педагогики социальной работы; образовательная деятельность (обучение, профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов для социальной сферы, в том числе кадров высшей квалификации, а также преподавателей образовательных учреждений данного профиля); научная экспертиза и рецензирование; международное сотрудничество; издательская деятельность.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Российской академии образования создан в 1993 г. (на I этапе он именовался Центром социальной педагогики) на базе Временного научно-исследовательского коллектива «Школа-микрорайон».
В соответствии с Комплексной программой РАО институт работает в области одного из приоритетных направлений педагогической науки – социальной педагогики, научно- педагогического обеспечения практической деятельности социальных педагогов, социальных работников, специалистов социальных служб.
ВНИК «Школа-микрорайон» заложил основы межведомственной, междисциплинарной, регионально ориентированной структуры социально-педагогического исследования. Экспериментальные площадки ВНИКа (их было более 100 в республиках бывшего СССР) стали базовой основой для создания региональных представительств Института педагогики социальной работы РАО как своеобразной общероссийской научной лаборатории по проблемам социальной педагогики и социальной работы. В настоящее время таких представительств института в Российской Федерации около 30 (каждое из которых в своих регионах имеет разветвленную сеть экспериментальных площадок, научных лабораторий, образовательных структур, кафедр и т.п.).
Более 80 вузов страны включились в процесс профессионализации института социальных педагогов и социальных работников. В диссертационных советах развернута работа по подготовке научных кадров высшей квалификации по проблемам социальной педагогики и профессиональной подготовке специалистов. Только в совете института за последние 5 лет успешно защищены 35 кандидатских и 8 докторских диссертаций. В большинстве своем – это выращенные институтом специалисты из регионов страны, каждый из которых вносит свой вклад в теоретическую разработку и практическое решение социальных проблем и защиты человека.
При поддержке Республиканских Министерств образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, департаментов семьи и детства, губернаторов и глав местных администраций институт успешно координирует многоплановую работу в различных регионах страны, ориентируя их научный и практический потенциал на совместное выполнение Комплексной программы РАО «Социальная педагогика» (ныне – «Педагогика социальной работы: региональные системы»), реализацию конкретных исследовательских проектов. В институте создан уникальный научно-организационный механизм кадрового обеспечения исследовательской деятельности, объединяющий в своих проблемных группах ведущих ученых и новаторов социально-педагогической практики, работающих как в Москве, так и в региональных представительствах института. Среди них – академики и члены-корреспонденты РАО, профессора и доктора наук различных научных дисциплин.
Институт отказался от привычных в академических структурах отделов и лабораторий. Коллектив работает по проектам и на основе многоканального финансирования. Каждая проблемная группа (их в институте – семь) включает как ведущих специалистов, работающих на постоянной основе и совместителей в Москве, так и специалистов из различных регионов страны, что позволяет более эффективно осуществлять фундаментальные исследования.
Разрабатываемые институтом инновационные модели социальной работы с детьми, молодежью, с различными категориями семей, с инвалидами, с подростками и взрослыми, имеющими различного рода зависимости, недуги, с беженцами, безработными и т.п. – сориентированы на спасение духовности личности, нравственных ценностей, на концепцию самоорганизации, самопомощи, активной роли клиента как субъекта социальной работы.
Среди опубликованных работ такие фундаментальные научные труды как: Арнольдов А.И. «Цивилизация грядущего столетия»; Бочарова В.Г. «Педагогика социальной работы»;«Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт» (в 2-х томах); «Обучение социальной работе: состояние и перспективы», отв. ред. В.Г. Бочарова; «Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения» (в 2-х томах); «Обучение социальной работе в России» (в 6-ти томах); «Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных педагогов»; «Методология и технология комплексного социально-педагогического исследования»; Морова Н.С. «Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов»; «Социально-педагогический колледж» (в 2-х томах) и др.
Издано свыше 100 научно-методических пособий, разработок, представляющих собой педагогически ориентированные модели социальной работы с различными группами населения – как с социально перспективными, так и с эксклюзивными (дети-инвалиды, безработные, беженцы, бывшие военнослужащие и их семьи и др.), а также варианты моделей образовательных и других социальных учреждений как открытых воспитательных систем.
Институт пользуется заслуженным авторитетом как в России, так и за рубежом. Он достойно представляет нашу страну в таких авторитетных международных сообществах, как «Международная Федерация коммьюнити и общинных центров», «Международная Федерация социальных работников», «Международная ассоциация Школ социальной работы» и др. На последнем Всемирном Объединенном Конгрессе этих ассоциаций институт вместе с 30 его региональными представительствами была проведена коллективная презентация Российского опыта социальной работы.
В.Г. Бочарова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.