ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
исследовательский и образовательный центр в составе Российской Академии образования, изучающий историю и современное состояние образования взрослых, а также комплекс проблем, связанных с его функционированием и развитием. В институте проводятся социально-экономические, педагогические и психологические исследования, осуществляется практическая образовательная деятельность с различными категориями взрослых.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Российской академии образования – это российский научно-методический центр изучения проблем образования взрослого населения и адаптации его через образование к условиям быстро изменяющихся социально- экономических условий страны.
Институт создан в 1946 г. как филиал Академии педагогических наук РСФСР в Ленинграде. Его возглавил доктор педагогических наук, профессор, академик Павел Никодимович Груздев.
В 1949 г. филиал преобразован в Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики. В 1951 г. его директором стал известный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Борис Герасимович Ананьев.
В 1960 г. на базе НИИ педагогики был создан НИИ вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных средних школ, главной задачей которого стала разработка основ образования работающей молодежи и взрослых, содержания организационно- педагогических и исторических проблем обучения.
Это был первый в мире институт, систематически и планомерно и сейчас занимающийся разработкой социальной педагогики взрослых на междисциплинарной основе.
Директорами института были известный педагог В.М. Корсунская (1960–1962), член- корреспондент АПН СССР А.В. Даринский (1962–1976), действительный член АПН СССР, доктор экономических наук В.Г. Онушкин (1976–1997).
В 1970 г. на базе НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ был создан Институт общего образования взрослых.
Основные направления деятельности института были связаны с разработкой организационно-педагогических проблем обучения в разных типах вечерних школ, мотивации учения, сравнительного образования взрослых, системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В дальнейшем институт расширяет сферу своей деятельности. Проводятся исследования, углубляющие концептуальный, с позиции теории непрерывного образования, подход к изучению различных подсистем образования взрослых – исследование социально- экономических, психолого-педагогических проблем непрерывного образования взрослых.
В 1990 г. направленность деятельности института на исследование проблем непрерывного образования взрослых нашла отражение в новом его названии – НИИ непрерывного образования взрослых. Институт координирует научно-исследовательскую деятельность ИУУ, ИПК, педагогических курсов России и СНГ, связан со 123 институтами повышения квалификации различных отраслей народного хозяйства России.
Институт связан совместными исследованиями и информационным обменом с 15 странами мира, принял участие в разработке ряда международных программ развития образования взрослых.
С июля 1992 г. институт входит в состав Российской академии образования под новым названием – Институт образования взрослых.
Как исследовательское учреждение институт продолжает изучение образовательных возможностей взрослых, преемственность подсистем непрерывного образования, устанавливает общественную потребность в образовании взрослого населения, исследует образовательную деятельность учреждений, организаций, групп; создает новые технологии образования, анализирует эффективность различных подсистем образования взрослых.
Среди новых направлений исследований можно выделить следующие:
состояние, тенденции и прогноз развития образования взрослых в России и других странах;
развитие образования взрослых как социального института в современных условиях; законодательство об образовании взрослых;
государственная политика в сфере образования взрослых;
грамотность и функциональная грамотность, образовательные потребности различных категорий взрослых;
рынок образовательных услуг; переподготовка и повышение квалификации кадров, второе высшее образование;
социально-педагогические и психологические проблемы подготовки и использования кадров сферы образования взрослых;
образование как фактор социальной защиты различных категорий взрослых (безработных, инвалидов, родителей и др.);
информатизация образования взрослых. Новые образовательные технологии; управление образованием взрослых как социальным институтом.
Институт издает два бюллетеня: «Образование взрослых» и «Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры», сборники трудов сотрудников, материалы конференций. Труды сотрудников публикуются в виде книг, брошюр, статей, учебников, учебных пособий.
Как практико-ориентированное учреждение институт осуществляет апробацию, пропаганду и внедрение новых образовательных моделей и технологий в разных регионах страны, экспериментально проверяет систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, готовит кадры высшей квалификации для различных подсистем непрерывного образования взрослых (через аспирантуру, докторантуру, соискательство).
Институт непосредственно ведет образовательную деятельность с различными категориями взрослых. В 1993 г. при институте создан социально-образовательный центр, целью которого является непосредственная экспериментальная работа, проверка и дальнейшая отработка результатов научных исследований, практическая работа с андрагогами, педагогическими кадрами для взрослых, организация различных курсов.
Разрабатываются программы, учебно-методические пособия для работников сферы образования взрослых.В 1996–1997 гг. институтом подготовлен модельный закон «Об образовании взрослых», который принят 6 декабря 1997 г. постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.
В.И. Подобед
Институт создан в 1946 г. как филиал Академии педагогических наук РСФСР в Ленинграде. Его возглавил доктор педагогических наук, профессор, академик Павел Никодимович Груздев.
В 1949 г. филиал преобразован в Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики. В 1951 г. его директором стал известный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Борис Герасимович Ананьев.
В 1960 г. на базе НИИ педагогики был создан НИИ вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных средних школ, главной задачей которого стала разработка основ образования работающей молодежи и взрослых, содержания организационно- педагогических и исторических проблем обучения.
Это был первый в мире институт, систематически и планомерно и сейчас занимающийся разработкой социальной педагогики взрослых на междисциплинарной основе.
Директорами института были известный педагог В.М. Корсунская (1960–1962), член- корреспондент АПН СССР А.В. Даринский (1962–1976), действительный член АПН СССР, доктор экономических наук В.Г. Онушкин (1976–1997).
В 1970 г. на базе НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ был создан Институт общего образования взрослых.
Основные направления деятельности института были связаны с разработкой организационно-педагогических проблем обучения в разных типах вечерних школ, мотивации учения, сравнительного образования взрослых, системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В дальнейшем институт расширяет сферу своей деятельности. Проводятся исследования, углубляющие концептуальный, с позиции теории непрерывного образования, подход к изучению различных подсистем образования взрослых – исследование социально- экономических, психолого-педагогических проблем непрерывного образования взрослых.
В 1990 г. направленность деятельности института на исследование проблем непрерывного образования взрослых нашла отражение в новом его названии – НИИ непрерывного образования взрослых. Институт координирует научно-исследовательскую деятельность ИУУ, ИПК, педагогических курсов России и СНГ, связан со 123 институтами повышения квалификации различных отраслей народного хозяйства России.
Институт связан совместными исследованиями и информационным обменом с 15 странами мира, принял участие в разработке ряда международных программ развития образования взрослых.
С июля 1992 г. институт входит в состав Российской академии образования под новым названием – Институт образования взрослых.
Как исследовательское учреждение институт продолжает изучение образовательных возможностей взрослых, преемственность подсистем непрерывного образования, устанавливает общественную потребность в образовании взрослого населения, исследует образовательную деятельность учреждений, организаций, групп; создает новые технологии образования, анализирует эффективность различных подсистем образования взрослых.
Среди новых направлений исследований можно выделить следующие:
состояние, тенденции и прогноз развития образования взрослых в России и других странах;
развитие образования взрослых как социального института в современных условиях; законодательство об образовании взрослых;
государственная политика в сфере образования взрослых;
грамотность и функциональная грамотность, образовательные потребности различных категорий взрослых;
рынок образовательных услуг; переподготовка и повышение квалификации кадров, второе высшее образование;
социально-педагогические и психологические проблемы подготовки и использования кадров сферы образования взрослых;
образование как фактор социальной защиты различных категорий взрослых (безработных, инвалидов, родителей и др.);
информатизация образования взрослых. Новые образовательные технологии; управление образованием взрослых как социальным институтом.
Институт издает два бюллетеня: «Образование взрослых» и «Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры», сборники трудов сотрудников, материалы конференций. Труды сотрудников публикуются в виде книг, брошюр, статей, учебников, учебных пособий.
Как практико-ориентированное учреждение институт осуществляет апробацию, пропаганду и внедрение новых образовательных моделей и технологий в разных регионах страны, экспериментально проверяет систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов, готовит кадры высшей квалификации для различных подсистем непрерывного образования взрослых (через аспирантуру, докторантуру, соискательство).
Институт непосредственно ведет образовательную деятельность с различными категориями взрослых. В 1993 г. при институте создан социально-образовательный центр, целью которого является непосредственная экспериментальная работа, проверка и дальнейшая отработка результатов научных исследований, практическая работа с андрагогами, педагогическими кадрами для взрослых, организация различных курсов.
Разрабатываются программы, учебно-методические пособия для работников сферы образования взрослых.В 1996–1997 гг. институтом подготовлен модельный закон «Об образовании взрослых», который принят 6 декабря 1997 г. постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.
В.И. Подобед
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.